Войти в почту

Две картины на одном холсте. Александр Суханов рисует на половиках и заборе

О творчестве самородка из Сатки, пишущего картины на половиках, вдруг заговорили на региональном и федеральном уровнях. Волна интереса электронных и печатных СМИ в 2017 году, похоже, будет только набирать мощь. Ведь в числе его фанатов много известных людей, включая писателя Захара Прилепина, впереди несколько персональных выставок и создание Клуба любителей живописи имени Александра Суханова. Внезапная слава В чём же секрет внезапной славы? С этим вопросом мы обратились к известному челябинскому галеристу Николаю Перевозчиков, в частной коллекции которого более тысячи работ саткинского художника. - Судя по количеству картин Суханова в вашей галерее, вы раньше всех поняли, что речь идёт о гениальности. - Получается так. Дело в том, что ни одна его работа не сделана под заказ. «Что вижу, то пишу» - этот принцип подкупает. Второй момент - художник самобытный, со своей философией, самоучка, по сути. Он же не учился в вузе. Поступил в институт - и сразу бросил. Походил, посмотрел, как пишут ученические работы, и пришёл к выводу: «Если я так буду писать, то лучше даже не начинать». Однако очень начитанный, активно саморазвитием занимается. - А правда, что он на половичках и на заборах картины пишет? - Да это от бедности! Никакого оригинальничания тут нет, хотя многие ему это приписывают. Просто он на отшибе жил лет двадцать, на газораспределительной станции. До населённого пункта километров 15. Что попадалось под руку, на том и писал: картон, бумага, половик... Ладно бы писал на одной стороне, а то ведь, бывало, и на обеих. Если рождается сюжет, а материала под рукой больше нет, переворачивает готовую работу - и новую картину создаёт. Впрочем, и это не великая беда. Но порой на обороте он делает картину форматом меньше, при этом спокойно обрезая изначальную работу. А ведь ещё неизвестно, какая из них лучше. Может, та, которую испортил? Почести при жизни Персональная выставка в Челябинске откроется 11 февраля в выставочном зале Союза художников. В числе других московских деятелей культуры на вернисаж будет приглашён Захар Прилепин, назвавший Суханова не только гордостью России, но и явлением мирового масштаба. Будет представлено свыше ста работ живописца из коллекции Перевозчикова. Лишь одну картину галерист попросит художника предоставить для экспозиции. «У Александра есть великолепный семейный портрет, - комментирует Николай Ильич. - Он сделан с дореволюционной фотографии, которая хранится сейчас в саткинском музее. Благородство там сквозит во всём! А судьба у всех родственников тяжёлая. Четверо его дядей погибли. Один воевал вместе с Колчаком и пропал, троих расстреляли по приказу ВЧК. Вообще, род удивительный! Дед в Сатке построил церковь (она до сих пор живая) и реальное училище, здание которого сохранилось до наших дней. Дядя Александра - учёный, связанный с космонавтикой. Племянница - киноартистка, в Питере живёт. Все талантливые люди!» В наступающем году Перевозчиков планирует устроить «персоналки» Суханова в Нижнем Новгороде и в еманжелинском музее. Прилепин обещал помочь в организации выставки в Подмосковье. Затраты, конечно, немалые, но художник того стоит. А ещё Николай Ильич создаёт Клуб любителей живописи имени Александра Суханова. Человек 20 уже набралось желающих вступить. Вообще, клуб не только творчеству Суханова посвящён и даже не только живописи. Рамки широкие: искусство, литература. - Это вы специально, Николай Ильич, рамки расширили, чтобы Суханов согласился на прижизненное увековечивание? - Я с Александром говорил - вроде бы он не против... Он очень скромный и порядочный человек. Никогда себя не выпячивает. Условия жизни всегда были непростые, но интеллигентность в нём присутствует. Когда Суханова нахваливаешь, восторгаешься работами, отмахивается: «Да ладно, перестань! Пишу как умею, то, что мне нравится». Это прекрасно, что художник достиг такого мастерства и на него обратили внимание! Хотя, я считаю, поздновато. И возраст солидный, и со здоровьем проблемы, несколько серьёзных операций перенёс. Но хорошо, что хоть при жизни... Портрет, написанный под диктовку Есть в галерее Перевозчикова картина Суханова, мимо которой невозможно пройти. А узнав удивительную историю происхождения, захочется увидеть её вновь. Это портрет блокадницы Татьяны Булавиной. Небольшая деревянная рамка, очень выразительные черты лица девочки, которой можно и 10 лет дать, и 40... Эта рамка дореволюционная - единственное, что осталось на память о семье у блокадника Вячеслава Булавина - друга Александра Суханова. Отец пропал без вести в первые дни войны. А когда не стало матери, о пятилетнем Славе заботилась его 11-летняя сестра Татьяна. В 1942 году они вместе выживали в Ленинграде. Сестра тогда пошла на хитрость: «Отец скоро вернётся. А вот если ты научишься читать и писать, он обрадуется». И такое желание появилось неудержимое порадовать отца, что мальчишка за полтора месяца освоил письмо, счёт и чтение. Когда он заболел, Таня повела его в больницу. Но сил не было - патрульные нашли детей, сидящих на снегу, и помогли добраться. Спустя некоторое время девочка пришла навестить брата, принесла семейную реликвию - рамку с фотографией, и... больше сестра не появлялась. Потом Славика перевели на большую землю, в Сатке он воспитывался в детском доме. Когда вырос, работал учителем рисования, на почве любви к живописи они с Сухановым и подружились. Фотография пропала ещё в детдоме, а рамку берёг как зеницу ока. Блокада сказалась на здоровье - заболел туберкулёзом. У Вячеслава была идея - написать портрет своей сестры Татьяны Булавиной, благодаря которой он остался жив. Но когда он решил увековечить память о ней, настолько ослаб, что кисточка просто вываливалась из рук. И тогда Суханов стал писать портрет буквально под диктовку друга. Вскоре тот умер в возрасте 33 лет. А портрет, по сути, увековечил память и сестры, и брата. Таинственный петух Суханов - художник разножанровый, философствующий, ищущий и постоянно придумывающий что-то новое. Он давно и серьёзно увлечён «Авестой» (собрание священных текстов зороастрийцев, памятник древнеиранской литературы. - Ред.). Может быть, поэтому в его картинах всегда несколько смысловых слоёв. Так, к примеру, его колоритным петухом (картина «Рамзес» написана в 1982 году) невозможно не восторгаться, даже если не брать во внимание символику наступающего года. Птица, кстати, реальная. Рамзес жил у Суханова на подворье, а кличку такую получил, потому что был воинственный до крайности. И кошек, и собак гонял - весь двор его боялся. Норов у петуха был не птичий, а характер независимый. Мог спокойно куда-то уйти на целый день. Где проводил время и чем занимался? Своей агрессивностью он выделялся среди другой живности, поэтому художник и изобразил его в таком необычном контексте: ночь, Луна, вдалеке виднеется село... Что петух там ночью делает, непонятно. Картина очень таинственная, в том числе и благодаря подобранной палитре. Есть в Александре Суханове действительно какая-то народная интеллигентность. Никогда ни об одном коллеге он не отзывается плохо. Себя суперхудожником не считает. «Мне, - говорит, - ничего в жизни не надо. Но я должен писать, потому что прёт из меня, и я места себе не нахожу. Главное - чтобы была кисточка под рукой, когда приходит волна вдохновения, и я мог бы выразить то, что в душе. А где - не важно. Хоть на скатерти, хоть на заборе, хоть на полу».

Две картины на одном холсте. Александр Суханов рисует на половиках и заборе
© АиФ