Ещё
Вучич рассказал об отношении к РФ после шпионского скандала
Вучич рассказал об отношении к РФ после шпионского скандала
В мире
Швеция заявила о вторжении российского корабля
Швеция заявила о вторжении российского корабля
Армия
Названы главные изъяны в российской армии
Названы главные изъяны в российской армии
Армия
На Украине вычислили участника видео казни в Сирии
На Украине вычислили участника видео казни в Сирии
В мире

От «Зоологии» до Сталина 

От «Зоологии» до Сталина
Фото: Коммерсантъ-Власть
Главные культурные события года, по мнению обозревателей «Власти» Режиссер в роли князя Тьмышкина, российский вклад в знаменитый французский музей, успех молдавской поп-группы в iTunes и на черноморских курортах и другие главные культурные события года, по мнению обозревателей «Власти». Успеху фильмов «Рай» и «Зоология» рад  Два российских фильма в этом году подняли престиж российского кино, сегодня не слишком востребованного на фестивальной арене. Первый — «Рай»  — психологическая драма на фоне нацистской оккупации и холокоста. За эту действительно высокопрофессиональную работу Кончаловский награжден на фестивале в Венеции «Серебряным львом», присуждаемым лучшему режиссеру. «Рай» также вошел в шорт-лист оскаровской категории «Лучший иностранный фильм». Можно было бы посетовать на пассивность молодых, если бы «Зоология» — вторая режиссерская работа 27-летнего Ивана И. Твердовского — не прошла с успехом по фестивалям, собрав урожай наград от Карловых Вар до Котбуса. Героиня фильма — пария в крепко сбитом трудовом коллективе зоопарка, в котором легко опознать образ современного социума. В какой-то момент смутное чувство особости, отделенности от общества материализуется в виде выросшего у женщины… хвоста. Картина Твердовского чрезвычайно скромна по своим выразительным средствам, но ее жанр и стиль, сам тип кино, который она представляет, непрост и ускользает от определений. Если это комедия, то горькая. Если притча с элементами фэнтези, то не претендующая на глобальность. Если драма, то позволяющая себе быть смешной. А если провокация, то без агрессии и выпендрежа. Что не мешает фильму выглядеть радикальным на фоне конформизма, ставшего опознавательным знаком новейшего российского кино. Русский дар Центру Помпиду комментирует Кира Долинина Подарок, который сделали Центру Помпиду российские коллекционеры, меценаты и художники, очень щедр. Что в деньгах (тут есть вещи, которые на аукционах потянули бы на сотни тысяч долларов), что в количестве (250 работ было только на выставке, а после нее музей добрал и явно будет добирать еще). Этим даром наши художники заметно укрепляют свое присутствие в одном из определяющих хрестоматийную историю современного искусства музее. Но та история искусства, которая пишется этим собранием, порой далека от исторической точности. В списки отборочной комиссии Центра Помпиду не попали, к примеру, Вейсберг, Гробман, Зверев, нет художников арефьевско-митьковского круга, многих нет. Но смысл этого события немного иной: писать историю русского искусства второй половины XX века будут не по коллекции Помпиду, а вот степень включенности корпуса русских изобразительных текстов в общий корпус истории западного искусства сильно повышается. В мире есть и более богатые музейные собрания русского модернизма (Музей Циммерли в Нью-Джерси, Музей Людвига в Кельне, ГТГ и ГРМ, например), но первые — слишком персональны, а вторые — слишком локальны. Помпиду меняет акценты — концептуализм, неоэскпрессионизм, акционизм, абстракционизм в их русском изводе в парижских хранилищах может лишиться географической обреченности. Ну, по крайней мере, хотелось бы в это верить. Русских художников дарили — в вечность. А в вечности все равны. О «Князе» Константина Богомолова сожалеет В декабре Ассоциация театральных критиков России подвела итоги 2016 года — событием года был назван спектакль режиссера Константина Богомолова «Князь», поставленный в московском театре «Ленком». Наверняка результат обусловлен не только качеством самого спектакля, но и тем, что в декабре «Ленком» сыграл поставленного в апреле «Князя» в последний раз. Театр объяснил это плохой посещаемостью и большим количеством недовольных зрителей. «Князь» был поставлен Богомоловым по произведениям Достоевского и сразу после премьеры вызвал оживленную и громкую полемику в прессе. Эстетика одного из самых успешных российских режиссеров предстала в своем сконцентрированном состоянии — свободное, ироничное отношение с классическими текстами, смелая литературная композиция, небоязнь самых парадоксальных и рискованных рифм с сегодняшней реальностью. Так, в «Князе» Богомолов внятно сказал о порочности и ханжестве современного российского общества, использовав мотивы педофилии в творчестве Достоевского. Остроту личного высказывания подчеркнуло то, что сам Богомолов отлично сыграл в своем спектакле роль князя Тьмышкина. Впрочем, и остальные актеры в «Князе» были не хуже. Отказ популярного московского театра от «сложного» богомоловского спектакля многие списали на общее усиление самоцензуры. Так или иначе, конфликт в театральном сообществе между сторонниками обновления и поборниками привычной системы — в стадии обострения. Нового интенданта Зальцбургского фестиваля одобряет Этой осенью у Зальцбургского фестиваля после междуцарствия, тянувшегося после ухода в 2014 году , появился новый художественный руководитель. Пятым преемником Герберта фон Караяна на самом вожделенном в оперном мире посту стал австрийский пианист . Неожиданностью это назначение не стало: кандидатуру Хинтерхойзера рассмотрели и утвердили уже давно, нужно было только дождаться, пока завершится его контракт с еще одним крупным культурным форумом — Венским фестивалем. На Хинтерхойзера вполне оправданно возлагают большие надежды. Как администрация фестиваля, озабоченная восстановлением репутационных потерь после амбициозного правления Александра Перейры и малоудачного в художественном смысле междуцарствия, так и его публика, которая об отличных кураторских и менеджерских способностях Хинтерхойзера знает не понаслышке: почти десять лет, с 2005 по 2014-й, он был в Зальцбурге руководителем концертных программ. На редкость примечательной выглядит и объявленная новым художественным руководителем оперная программа Зальцбурга-2017. Особенно на взгляд из России: новое «Милосердие Тита» вместе с Питером Селларсом делает , нового «Воццека» (вместе с художником и режиссером Уильямом Кентриджем) — , в «Аиде», которую ставит иранская художница , споют и . И, наконец, впервые за 15 лет на фестивале ставят «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича — с большой командой отечественных певцов и с Марисом Янсонсом за пультом Венских филармоников. Кадровые встряски в балетном мире обсуждает Балетный год отмечен не художественными событиями, а кадровыми переменами. Некоторые были ожидаемыми: о том, что Большой театр не станет продлевать контракт с худруком , гендиректор известил загодя. Он упразднил даже должность худрука, введя вместо нее нейтрального «руководителя балетной труппы», и сманил из «Ла Скала» , некогда заведующего труппой Мариинского театра. Осиротевшие миланцы в спешном порядке были вынуждены подыскивать себе балетного директора — им стал хореограф Мауро Бигонцетти, который, однако, не справился со своенравной труппой — ушел по болезни в долгосрочный отпуск. Руководить балетом «Ла Скала» временно назначили директора миланской балетной школы Фредерика Оливьери. Заранее известно было и о том, что худрук московского Музтеатра имени Станиславского уезжает директорствовать в Баварскую оперу. Считалось, однако, что он будет работать на два фронта — ведь совмещал же он аналогичные должности в Новосибирске и Москве (впрочем, без успеха для обоих театров). С таким положением дел не согласился новый генеральный директор Музтеатра Станиславского . Игорь Зеленский удовлетворился постом советника по балету, что, похоже, будет чистой синекурой, поскольку на роль художественного руководителя, неожиданно для большинства наблюдателей, был выписан из Парижа  — экс-этуаль Парижской оперы, опытный педагог и правая рука бывшей директрисы , которого четыре года назад многие прочили на ее место. Художественные программы большинства новых балетных руководителей официально пока не обнародованы. Но первым в новой роли выступил все тот же Игорь Зеленский: он перенес на баварскую сцену , главные злодейские роли в котором исполнят (Эгина) и  (Красс). Востребованности новой поп-музыки не удивляется Главная тенденция в популярной музыке 2016 года состоит в отсутствии тенденций. В мире тотального стриминга и плейлистов, которые может составить каждый, границы между мейнстримом и андеграундом, между поп— и рок-музыкой стерлись окончательно. И именно в этой ситуации выяснилось, что в топе все равно старые добрые поп-хиты. В российском сегменте iTunes и  Music самый большой спрос был на песню «Sub Pielea Mea» молдавской группы Carla's Dreams. Удивительно, но здесь «Россия айфона» натурально сошлась во мнениях с «Россией шансона»: эта песня в курортный сезон пользовалась огромным успехом в южных ресторанах, как в виде фонограммы, так и в исполнении местных талантов. Сервис ". Музыка" также отчитался об итогах года. На этой платформе среди отечественных исполнителей лидировала с бесподобной песней «Грею счастье». В этом году впервые даже самым прожженным меломанам было не стыдно признаться в любви к легкой музыке, которую исполняет Елка, а также группы «Моя Мишель» и Iowa. «Маленькой жизнью» Ханьи Янагихары восхищается Лиза Биргер Главным литературным событием прошедшего года стала, конечно, «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары — точнее, ее появление на русском языке. Ей удалось затмить даже вышедшие одновременно переводы «Безгрешности» и «Шума времени» , далеко превосходящие «Маленькую жизнь» литературно. И это интересно сразу по нескольким причинам. Например, как подтверждение важности фигуры переводчика: , и Анастасия Завозова настолько убедили читателя, что перед ним великая книга, что семьсот с лишним страниц текста он остается под их обаянием. Можно, конечно, продолжать спор о том, являются ли пролитые над романом слезы свидетельством его качества. В «Маленькой жизни», где главный герой, Джуд, переживает последствия насилия, с которым он столкнулся в детстве, важны не подробности всех ужасов, с ним произошедших, и даже не возможность счастья, сказочного спасения и любви на пепелище — а то, как этот роман обнажает скрытые травмы читателя. При этом Янагихара абсолютн