В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

От "Зоологии" до Сталина

Главные культурные события года, по мнению обозревателей "Власти" Режиссер в роли князя Тьмышкина, российский вклад в знаменитый французский музей, успех молдавской поп-группы в iTunes и на черноморских курортах и другие главные культурные события года, по мнению обозревателей "Власти". Успеху фильмов "Рай" и "Зоология" рад Два российских фильма в этом году подняли престиж российского кино, сегодня не слишком востребованного на фестивальной арене. Первый -- "Рай" -- психологическая драма на фоне нацистской оккупации и холокоста. За эту действительно высокопрофессиональную работу Кончаловский награжден на фестивале в Венеции "Серебряным львом", присуждаемым лучшему режиссеру. "Рай" также вошел в шорт-лист оскаровской категории "Лучший иностранный фильм". Можно было бы посетовать на пассивность молодых, если бы "Зоология" -- вторая режиссерская работа 27-летнего Ивана И. Твердовского -- не прошла с успехом по фестивалям, собрав урожай наград от Карловых Вар до Котбуса. Героиня фильма -- пария в крепко сбитом трудовом коллективе зоопарка, в котором легко опознать образ современного социума. В какой-то момент смутное чувство особости, отделенности от общества материализуется в виде выросшего у женщины... хвоста. Картина Твердовского чрезвычайно скромна по своим выразительным средствам, но ее жанр и стиль, сам тип кино, который она представляет, непрост и ускользает от определений. Если это комедия, то горькая. Если притча с элементами фэнтези, то не претендующая на глобальность. Если драма, то позволяющая себе быть смешной. А если провокация, то без агрессии и выпендрежа. Что не мешает фильму выглядеть радикальным на фоне конформизма, ставшего опознавательным знаком новейшего российского кино. Русский дар Центру Помпиду комментирует Кира Долинина Подарок, который сделали Центру Помпиду российские коллекционеры, меценаты и художники, очень щедр. Что в деньгах (тут есть вещи, которые на аукционах потянули бы на сотни тысяч долларов), что в количестве (250 работ было только на выставке, а после нее музей добрал и явно будет добирать еще). Этим даром наши художники заметно укрепляют свое присутствие в одном из определяющих хрестоматийную историю современного искусства музее. Но та история искусства, которая пишется этим собранием, порой далека от исторической точности. В списки отборочной комиссии Центра Помпиду не попали, к примеру, Вейсберг, Гробман, Зверев, нет художников арефьевско-митьковского круга, многих нет. Но смысл этого события немного иной: писать историю русского искусства второй половины XX века будут не по коллекции Помпиду, а вот степень включенности корпуса русских изобразительных текстов в общий корпус истории западного искусства сильно повышается. В мире есть и более богатые музейные собрания русского модернизма (Музей Циммерли в Нью-Джерси, Музей Людвига в Кельне, ГТГ и ГРМ, например), но первые -- слишком персональны, а вторые -- слишком локальны. Помпиду меняет акценты -- концептуализм, неоэскпрессионизм, акционизм, абстракционизм в их русском изводе в парижских хранилищах может лишиться географической обреченности. Ну, по крайней мере, хотелось бы в это верить. Русских художников дарили -- в вечность. А в вечности все равны. О "Князе" Константина Богомолова сожалеет В декабре Ассоциация театральных критиков России подвела итоги 2016 года -- событием года был назван спектакль режиссера Константина Богомолова "Князь", поставленный в московском театре "Ленком". Наверняка результат обусловлен не только качеством самого спектакля, но и тем, что в декабре "Ленком" сыграл поставленного в апреле "Князя" в последний раз. Театр объяснил это плохой посещаемостью и большим количеством недовольных зрителей. "Князь" был поставлен Богомоловым по произведениям Достоевского и сразу после премьеры вызвал оживленную и громкую полемику в прессе. Эстетика одного из самых успешных российских режиссеров предстала в своем сконцентрированном состоянии -- свободное, ироничное отношение с классическими текстами, смелая литературная композиция, небоязнь самых парадоксальных и рискованных рифм с сегодняшней реальностью. Так, в "Князе" Богомолов внятно сказал о порочности и ханжестве современного российского общества, использовав мотивы педофилии в творчестве Достоевского. Остроту личного высказывания подчеркнуло то, что сам Богомолов отлично сыграл в своем спектакле роль князя Тьмышкина. Впрочем, и остальные актеры в "Князе" были не хуже. Отказ популярного московского театра от "сложного" богомоловского спектакля многие списали на общее усиление самоцензуры. Так или иначе, конфликт в театральном сообществе между сторонниками обновления и поборниками привычной системы -- в стадии обострения. Нового интенданта Зальцбургского фестиваля одобряет Этой осенью у Зальцбургского фестиваля после междуцарствия, тянувшегося после ухода в 2014 году , появился новый художественный руководитель. Пятым преемником Герберта фон Караяна на самом вожделенном в оперном мире посту стал австрийский пианист . Неожиданностью это назначение не стало: кандидатуру Хинтерхойзера рассмотрели и утвердили уже давно, нужно было только дождаться, пока завершится его контракт с еще одним крупным культурным форумом -- Венским фестивалем. На Хинтерхойзера вполне оправданно возлагают большие надежды. Как администрация фестиваля, озабоченная восстановлением репутационных потерь после амбициозного правления Александра Перейры и малоудачного в художественном смысле междуцарствия, так и его публика, которая об отличных кураторских и менеджерских способностях Хинтерхойзера знает не понаслышке: почти десять лет, с 2005 по 2014-й, он был в Зальцбурге руководителем концертных программ. На редкость примечательной выглядит и объявленная новым художественным руководителем оперная программа Зальцбурга-2017. Особенно на взгляд из России: новое "Милосердие Тита" вместе с Питером Селларсом делает , нового "Воццека" (вместе с художником и режиссером Уильямом Кентриджем) -- , в "Аиде", которую ставит иранская художница , споют и . И, наконец, впервые за 15 лет на фестивале ставят "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича -- с большой командой отечественных певцов и с Марисом Янсонсом за пультом Венских филармоников. Кадровые встряски в балетном мире обсуждает Балетный год отмечен не художественными событиями, а кадровыми переменами. Некоторые были ожидаемыми: о том, что Большой театр не станет продлевать контракт с худруком , гендиректор известил загодя. Он упразднил даже должность худрука, введя вместо нее нейтрального "руководителя балетной труппы", и сманил из "Ла Скала" , некогда заведующего труппой Мариинского театра. Осиротевшие миланцы в спешном порядке были вынуждены подыскивать себе балетного директора -- им стал хореограф Мауро Бигонцетти, который, однако, не справился со своенравной труппой -- ушел по болезни в долгосрочный отпуск. Руководить балетом "Ла Скала" временно назначили директора миланской балетной школы Фредерика Оливьери. Заранее известно было и о том, что худрук московского Музтеатра имени Станиславского уезжает директорствовать в Баварскую оперу. Считалось, однако, что он будет работать на два фронта -- ведь совмещал же он аналогичные должности в Новосибирске и Москве (впрочем, без успеха для обоих театров). С таким положением дел не согласился новый генеральный директор Музтеатра Станиславского . Игорь Зеленский удовлетворился постом советника по балету, что, похоже, будет чистой синекурой, поскольку на роль художественного руководителя, неожиданно для большинства наблюдателей, был выписан из Парижа -- экс-этуаль Парижской оперы, опытный педагог и правая рука бывшей директрисы , которого четыре года назад многие прочили на ее место. Художественные программы большинства новых балетных руководителей официально пока не обнародованы. Но первым в новой роли выступил все тот же Игорь Зеленский: он перенес на баварскую сцену , главные злодейские роли в котором исполнят (Эгина) и (Красс). Востребованности новой поп-музыки не удивляется Главная тенденция в популярной музыке 2016 года состоит в отсутствии тенденций. В мире тотального стриминга и плейлистов, которые может составить каждый, границы между мейнстримом и андеграундом, между поп- и рок-музыкой стерлись окончательно. И именно в этой ситуации выяснилось, что в топе все равно старые добрые поп-хиты. В российском сегменте iTunes и Music самый большой спрос был на песню "Sub Pielea Mea" молдавской группы Carla's Dreams. Удивительно, но здесь "Россия айфона" натурально сошлась во мнениях с "Россией шансона": эта песня в курортный сезон пользовалась огромным успехом в южных ресторанах, как в виде фонограммы, так и в исполнении местных талантов. Сервис ". Музыка" также отчитался об итогах года. На этой платформе среди отечественных исполнителей лидировала с бесподобной песней "Грею счастье". В этом году впервые даже самым прожженным меломанам было не стыдно признаться в любви к легкой музыке, которую исполняет Елка, а также группы "Моя Мишель" и Iowa. "Маленькой жизнью" Ханьи Янагихары восхищается Лиза Биргер Главным литературным событием прошедшего года стала, конечно, "Маленькая жизнь" Ханьи Янагихары -- точнее, ее появление на русском языке. Ей удалось затмить даже вышедшие одновременно переводы "Безгрешности" и "Шума времени" , далеко превосходящие "Маленькую жизнь" литературно. И это интересно сразу по нескольким причинам. Например, как подтверждение важности фигуры переводчика: , и Анастасия Завозова настолько убедили читателя, что перед ним великая книга, что семьсот с лишним страниц текста он остается под их обаянием. Можно, конечно, продолжать спор о том, являются ли пролитые над романом слезы свидетельством его качества. В "Маленькой жизни", где главный герой, Джуд, переживает последствия насилия, с которым он столкнулся в детстве, важны не подробности всех ужасов, с ним произошедших, и даже не возможность счастья, сказочного спасения и любви на пепелище -- а то, как этот роман обнажает скрытые травмы читателя. При этом Янагихара абсолютно антисентиментальна: в ее идеально сконструированной и безжалостной книге пот и кровь становятся таким же строительным материалом, как любовь и дружба. И к тому и к другому она по-своему равнодушна, это и страшно, это и цепляет. Сталинскую архитектуру в Венеции заметил На 15-й Архитектурной биеннале русская команда совершила экскурс в прошлое. Лозунгу нынешней венецианской биеннале "Репортаж с линии фронта", придуманному ее главным куратором чилийцем Алехандро Аравеной, наш павильон ответил экспозицией про московскую Выставку достижений народного хозяйства, любимую игрушку Сталина и Хрущева. У "V.D.N.H. Urban Phenomenon" несколько авторов и несколько тем. Тут и история идеального города без ненужных людей, строившегося на севере Москвы начиная с конца 1930-х и до наших дней, и современные проекты, связанные с освоением территории мертвой культуры. Ну и, конечно, упоение и любование масштабом ВДНХ. И ее символическим значением, о котором написаны томы и томы -- начиная со знаменитой "Культуры два" , едва не признанной антисоветской, но на самом деле вернувшей интерес к поспешно забытому и от испуга презираемому стилю. Сталинский стиль, даже в пародиях соцартистов, страшен и притягателен, как сладкий кошмар. Художники, литераторы, режиссеры вели бои то против власти, то друг против друга, то заключая эстетический союз с искусством сталинской империи, то проклиная его. После телевизионных "Старых песен о главном" реабилитации ВДНХ оставалось недолго ждать. Волевым решением авторы выставки изменили линию фронта, уведя нас в траншеи подсознательного. Они напомнили о другой войне, которая шла в нашем обществе и не закончилась до сих пор. Счетам со сталинским стилем отдало себя все послевоенное советское искусство, сначала сублимировавшее свою страсть в одном из его высших архитектурных достижений, а потом люто возненавидевшее себя за это.

От "Зоологии" до Сталина
Фото: Коммерсантъ-ВластьКоммерсантъ-Власть