Судьба тайного советника как приговор поколению
В середине декабря на сцене Электротеатра «Станиславский» прошла премьера спектакля «Перед заходом солнца» по пьесе лауреата Нобелевской премии Герхарда Гауптмана. Корреспондент «ВМ» посетила постановку.Ученик Петра Фоменко Владимир Космачевский рассказал печальную историю любви тайного советника предфашистской Германии к юной девушке, используя все возможности театра: свет, звук, сцену. У героев вместо лиц — маски, грим, вместо голосов — ритмичные звуки, похожие на электронную музыку, вместо волос — парики. С первой и до последней сцены дом Маттиаса Клаузена (Владимир Коренев) — замок, который населяют монстры, призраки. Прямым текстом в адрес обитателей замка — детей и родственников тайного советника — звучат эпитеты: пиявка, торгаш, кровопийца. Окружение тайного советника устраивает заговоры, козни против него и его возлюбленной Инкен (Анна Сенина). Художник Юрий Хариков создает зловещее пространство грядущего Третьего рейха (пьеса написана в 1932 году), в котором чувство душится самым беспощадным образом. Элегантные изобретения немецкой техники — велосипед, автомобиль, часы — выглядят более одухотворенными, чем люди. «Стрелки часов не повернуть назад», — звучит как приговор для влюбленного 70-летнего тайного советника. Дети, добившись опеки над отцом, доводят его до смерти. Мы видим готовую нацистскую армию, которая ради удержания власти и богатства не пожалеет никого. Тайный советник, посмевший узаконить свою любовь к девушке, обвиняется в бунте. Клаузен и его возлюбленная тоже лишь отчасти люди. В противном случае у них были бы лица, а не маски. Они — часть этого общества. Тайный советник во многом породил эту дьявольскую семейку, давая должности и деньги дочерям, их мужьям. Любовь к девушке могла бы его изменить, даже спасти, и он с открытым сердцем пошел ей навстречу. Но слишком поздно. До прихода к власти Гитлера оставались месяцы. Единственное утешение, что сын тайного советника Эгмонт не стал участвовать в травле отца. Все-таки не все стали частью замыслов конструктора нацистской Германии. Причем о политике в спектакле ни слова. — За 30 лет, прошедших с начала XX века, Гауптман успел понять, что принесет нам этот век, и дать ему полную оценку, — рассказал «ВМ» режиссер-постановщик Владимир Космачевский. — Он ничего не предвидел. Он все именно увидел: как на фоне великих потрясений значение человеческой личности превращается в ноль. Единственная безусловная свобода, которая дана человеку, — это свобода распоряжаться своей судьбой. Главный герой отменяет собственную биографию. Все прожитое — хлам! Но переписать жизнь набело ему не позволяют его же дети! В семье человек раскрывается полно. В отношениях с близкими проявляются интимные черты личности. Близкие становятся врагами, а далекие — родными. Но автор не останавливается и множит семейную драму на социальную. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Амина Жаман, актриса, режиссер: — Во-первых, хочу отметить прекрасный материал — основу постановки. Я очень люблю творчество Герхарда Гауптмана. Пьеса актуальная, и, на мой взгляд, было бы интереснее адаптировать ее под XXI век. Во-вторых, не могу не сказать о великолепных актерских работах — порадовал весь актерский состав спектакля. Особенно мне понравилась работа Владимира Коренева. Он прекрасно сыграл свою роль тайного советника Маттиаса Клаузена.