Войти в почту

Кинопоэзия, так называется новый жанр, который создал и открыл для московского зрителя актер Анатолий Белый. В интервью «Вечерней Москве» он рассказал о своем кинопроекте.В Москве состоялась премьера первого поэтического альманаха «Кинопоэзия» актера МХТ им. А. П. Чехова Анатолия Белого. В нем приняли участие такие актеры, как Артур Смольянинов, Агния Кузнецова, Антон Шагин, Алексей Вертков и, разумеется, сам Белый. — Анатолий, как возникла идея переложить стихи на экран? — Я давно думал над тем, каким образом интерпретировать и донести до современного человека огромный духовный клад русской поэзии. Так родился проект, суть которого состоит в создании жанра поэтического мини-фильма. Мы уже экранизировали 12 стихотворений. Стараемся делать фильмы к дням рождений выдающихся поэтов. Так, Александру Сергеевичу Пушкину мы посвятили четыре мини-фильма, и один из них — экранизация знаменитого «Я вас любил» на сценарной основе самого произведения. Мне кажется, что в фильме посвящение поэта приобрело несколько другое звучание. — Фильмы снимают профессиональные режиссеры? — Да, только профессионалы. Руководствуюсь принципом: кинопоэзия должна быть многоликая, как, собственно, и поэзия. Наш проект не стремится ни к кассе, ни к рейтингу, это прекрасная площадка для художественной реализации. Разные режиссеры предлагают свои идеи по созданию фильмов, и молодые, и именитые. Так, например, для «Кинопоэзии» активно снимают выпускники режиссерского курса МШК Алексея Попогребского, недавно в проекте приняла участие Валерия Гай Германика. А известные актеры играют как в кадре, так и за кадром. — Смотреть поэзию увлекательно? — Очень. Я вижу это и по откликам зрителей, и по реакции собственных детей. Кстати, «Кинопоэзия» преследует и образовательную цель. Мне хочется, чтобы проект вошел в систему школьного образования. Наши дети — визуалы, и это уже факт, они лучше воспринимают и усваивают изображение, чем просто текст. С помощью визуализации маленького человечка можно заманить в мир поэзии. От изображения идет сильная эмоция, которая не может не «цеплять». Если такой фильм посмотреть два раза, он точно отложится в голове. — А кто вас заманил в поэтический плен? — Моя мама любила читать стихи со школьной сцены, она преподавала немецкий язык и вела драматический кружок. Я сидел в актовом зале на последнем ряду, слушал, как мама читает поэзию Евтушенко, Рождественского, Симонова и других поэтов. А погружение в мир поэзии началось в Щепкинском театральном училище. На моем курсе учился поэт Влад Маленко, и он познакомил меня со стихами неизвестных мне до той поры поэтов. Между прочим, недавно Влад создал Московский театр поэтов. А мой первый серьезный поэтический шаг — программа «Послушайте», которую я посвятил трем любимым поэтам: Мандельштаму, Пастернаку и Бродскому. Дальше по их произведениям сделал поэтический спектакль «Триптих», где использовал видеоарт и живую музыку. — Своим детям стихи читаете? — К сожалению, редко. Когда прихожу, дети уже спят. Но в прошлом году записал для них аудиоспектакль «Маленький принц». Теперь, когда меня нет дома, я с детьми виртуально. — Где сейчас снимаетесь? — Недавно закончил съемки в сериале для Первого канала «Дом фарфора». История из 80-х годов — о подпольном теневом бизнесе фарфора. Я играю сотрудника доблестного Первого отдела, который участвует в раскрытии преступления. — Вы долго пробивались к известности и востребованности в профессии. Трудности формируют личность актера? — То, что они формируют характер, — не может быть сомнений. Но его закалкой я обязан и спорту, которым серьезно занимался в детстве и юности. Не буду отрицать — во мне есть целеустремленность. Сейчас я четко осознаю, что нахожусь на своем месте, и нашел — где и в чем мое призвание. — Вам наверняка приходилось слышать утверждение, что актер обязан быть эгоистом. Лично вам интересны люди? — Актеру необходим процесс наблюдения за людьми. Ежеминутно, ежесекундно наблюдать за окружающей реальностью невозможно, но в расслабленном состоянии надо смотреть — какие прически у молодежи, как старики себя ведут, как бизнесмены общаются... — Вы снимались в последнем фильме Владимира Мотыля «Багровый цвет снегопада». Как вам работалось с Владимиром Яковлевичем? — Это старая школа в хорошем смысле слова, то есть вдумчивость, основательный подход, психологическая тонкость и никакой суеты. Режиссер создал немного картин, но каждая рождалась в муках, и каждая — легенда. — На сцене МХТ им. А. П. Чехова вы заняты в спектаклях «Обрыв», «Дуэль», «Мастер и Маргарита» и других. Сложно играть главные роли в четырех репертуарных спектаклях? — Мне не тяжело играть ни главные, ни второстепенные роли: я очень люблю дело, которым занимаюсь. ДОСЬЕ Анатолий Александрович Белый родился 1 августа 1972 года. Окончил Куйбышевский авиационный институт, затем — Театральное училище им. Щепкина. С 1998 года — актер Театра им. Станиславского, с 2003-го служит в МХТ им. А. П. Чехова. В фильмографии актера около 90 работ.

Увидеть стихи
© Вечерняя Москва