Русский Мольер. Премьерный спектакль в «Пятом театре»

Новая постановка «Пятого театра» рассказывает о врачах-шарлатанах, любви, коварстве и здоровом человеке, который хочет казаться больным. При этом прошлое в комедии гармонично соединяется с настоящим, а текст Мольера – с русской поэзией. Корреспондент omsk.aif.ru побывал на предпремьерном показе и узнал, как этим компонентам удаётся гармонично сочетаться в одном спектакле. Учёность или глупость? Человек во все времена хочет жить долго и быть здоровым. В этом ему помогают врачи. Только они имеют достаточные знания, чтобы помочь человеку выздороветь или вообще не болеть. Однако такое уникальное знание делает из врача почти божество, а многие медицинские термины к тому же нелегко понять без словаря или справочника. За годы, что прошли с момента написания Мольером своей пьесы, в медицине многое изменилось: она идёт в ногу со временем, появляются новые революционные технологии, но власть врачей над больными остаётся прежней. Люди безоговорочно верят врачам, чем нередко пользуются шарлатаны, решившие нажиться на чужой проблеме. «Когда говорит человек в мантии и шапочке, всякая галиматья становится учёностью, а всякая глупость – разумной речью», – такую фразу произносит один из героев спектакля. И действительно, трудно не поверить человеку, который сыплет непонятными, но умными терминами. Арган – главный герой - попадается на такой крючок: здоровый человек, убедивший себя, что смертельно болен. Он тратит уйму денег на промывания, иглоукалывание, пчелотерапию и прочие медицинские процедуры. Он готов пить таблетки горстями: по 11, 13, 15 штук за раз. Это оптимальное количество, по словам одного из магистров медицины. Доверчивостью пациента и его убеждённостью в своей болезни пользуются не только врачи, но и шаман со специалистом по восточной медицине. Мнимый больной ищет любые способы, чтобы вновь оказаться здоровым, именно поэтому он решает свою старшую дочь выдать за врача, ведь так он всегда в случае надобности будет под рукой. Предстоящая свадьба дочери Аргана, Анжелики, и его болезнь являются главными темами спектакля. Именно в предсвадебной кутерьме выясняется много «тайного» о героях. Каждый из них хочет решить свою задачу: легкомысленная Анжелика пытается понять, как отменить нежеланную свадьбу и выйти замуж за любимого. Жена Аргана хочет найти способ заполучить всё наследство мужа и поскорее избавиться от него, а Арган, в свою очередь, выздороветь. Однако от этой цели его отвлекает встреча с братом и, как ни странно, врачи, каждый из которых придумывает Аргану новый диагноз. Даже служанка, желая помочь хозяйской дочке, переодевается во врача и выносит Аргану своё заключение! Настоящее в прошлом «Мнимого больного» для «Пятого театра» поставил Георгий Цнобиладзе – режиссёр из Санкт-Петербурга, ученик Льва Додина. По задумке режиссёра, актёры живут во времени, описанном Мольером, на них костюмы, модные в 17 веке, а ширмы с репродукциями картин эпохи классицизма подчёркивают, что действие происходит именно в это время. Но, несмотря на это, Цнобиладзе осовременил Мольера. Отчётливо ощущается, что постановка рассказывает и о нашем времени тоже. Так, герои спектакля пристально следят за программой Елены Малышевой «Здорово жить» и смотрят фотопрезентацию о жизни молодого врача – жениха Анжелики, дочери мнимого больного. Удовольствие во время спектакля можно получить не только от игры актёров, но и музыкального сопровождения. На протяжении всей постановки играет живая музыка. Руководит оркестром Сергей Майданюк. Кроме того, актёры со сцены исполняют всем известные советские песни и читают стихи. Так, из уст Анжелики звучит «А за окном, то дождь, то снег... ». Сам мнимый больной вместе со своим братом читает стихи, а позже и поёт произведение Юрия Смелякова «Если я заболею», которое в контексте пьесы звучит особенно актуально и помогает Аргану на время избавиться от своей врачебной зависимости и поверить, хоть ненадолго, что он здоров. В спектакле задействованы лучшие актерские силы «Пятого театра». Мнимого больного играет Евгений Фоминцев, его молодую коварную жену Белину – Александра Урдуханова, здравомыслящего брата Беральда – Сергей Шоколов, дерзкую служанку Туанетту – Мария Долганёва; влюбленного Клеанта, исполняющего романсы на мандолине, – Василий Кондрашин; врача Пургона, едва не уморившего микстурами своего пациента, – Владимир Остапов; учтивого аптекаря Флерана – Алексей Пичугин; дочерей Аргана Анжелику и Луизон – Алена Федорова и Виктория Величко; жениха Анжелики – Дмитрий Макаров; врача Диафуаруса – Сергей Худобенко; нотариуса Бонфуа – Артем Кукушкин. Премьера «Мнимого больного» станет новогодним подарком для зрителей «Пятого театра» – 30 и 31 декабря публику, помимо комедии Мольера, ждут весёлая интермедия, беспроигрышная лотерея и почта Деда Мороза.

Русский Мольер. Премьерный спектакль в «Пятом театре»
© АиФ-Омск