"У нас действительно поющая страна": как устроено шоу "Голос"
МОСКВА, 17 дек – РИА Новости, Лариса Жукова. В пятницу завершился этап четвертьфиналов пятого сезона шоу "Голос". 30 декабря станут известны имена новых победителей. Музыкальной программе четыре года, но она по-прежнему остается "главным вокальным проектом страны". О том, почему после "Голоса" стало стыдно петь под фонограмму, кто действительно решает, что увидят телезрители, как пройти отборочный этап и можно ли купить первое место, – в материале РИА Новости. Шоу профессионалов 95% процентов участников шоу – это люди, которые имеют профессиональное музыкальное образование, признается главный музыкальный редактор "Голоса" Марина Андрусенко. Исключение составил неожиданный победитель четвертого сезона Виталий Мочалов, известный как иерономонах Фотий. Профессиональный состав участников часто ставят в вину организаторам проекта, говорит режиссер-постановщик "Голоса" Андрей Сычёв. Меня удивляет, когда жалуются, что эта певица работала у Агутина на бэк-вокале, а у той – своя группа. Господа! Нет поющих людей, которые работают грузчиками на вокзале. Это раньше была пара человек, которые пришли с улицы. Сегодня все обладатели хороших голосов монетизируют свой талант. Я никогда не встречал непризнанных гениев. Одним из претендентов на победу в пятницу стал известный широкой публике исполнитель Александр Панайотов, прошедший в полуфинал шоу. У него своя мотивация участвовать в очередном конкурсе: – Иногда, чтобы вырваться вперед, нужно сделать три шага назад. Я хочу избавиться от кармы всегда быть номером два. Это, конечно, тоже неплохо, но хотелось бы разорвать этот сценарий. В свое время у меня было больше медийности, но это нисколько не помогает, а наоборот – дает больше ответственности. О главном призе для победителя – контракте с медиахолдингом Universal и записи своего альбома, – многие участники отзываются скептично: у большинства артистов нет своих песен и записывать придётся кавер-версии. Заявить о себе – главная мотивация, поскольку после шоу участников проекта никто не поддерживает, как это было, например, с участниками "Фабрики звёзд", и пробиваться дальше им придется самостоятельно. Николь Кнаус на шоу "Голос" Стало стыдно Андрей Сычёв работал над "Фабрикой звёзд", "Золотым граммофоном", "Минутой славы", "Достоянием Республики" и многими другими музыкальными программами. В 2012 году, когда шоу Голос запустили в России, режиссер-постановщик, по согласованию с руководством канала, решил сделать принципиально новый музыкальный проект. – Я сознательно ушел от постановочных эффектов. Когда вокруг поющего человека танцует масса людей, выкатывают фуры, выдают веселые арт-объекты, это не вызывает никакого доверия. Мы решили сделать эксперимент: артист выходит на пустую площадку и должен что-то изобразить сам, чтобы задеть или на задеть зрителей. Мотивация у нас одна: расковырять того, кто имеет влияние на публику и хороший вокал, иначе проект погибнет.Режиссер-постановщик шоу "Голос" Андрей Сычев В этом заключается драматургия, которая держит интерес зрителя и приближает формат музыкальной программы к реалити-шоу. Идея с креслами принадлежит, однако, голландцам: "Голос" является адаптацией оригинального шоу The Voice, созданном Джоном де Молем в 2010 году. "Если бы мы были первооткрывателями такого проекта, нам бы памятник поставили", – смеётся режиссер-постановщик. Революцию в российской эстраде произвели не сами кресла, а то, что стало последствием музыкального реалити-шоу: Голос задрал новую планку. Мы первые стали в качестве аккомпанемента использовать сопровождение живого оркестра. Работники певческой индустрии стали ориентироваться на живой звук. Стало стыдно петь под фонограмму. До Голоса об этом не задумывались, и фонограммные проекты были самими собой разумеющимися. Вадим Капустин на шоу "Голос" За кадром Самую большую подготовительную работу проделывает команда из четырех музыкальных редакторов под руководством главного продюсера музыкальных и развлекательных программ Первого канала Юрия Аксюты: на шоу каждый год присылают до 14 тысяч заявок с демо-записями. Каждый материал прослушивают, говорит Марина Андрусенко. В первый сезон мы были настроены скептично: где же мы найдем тысячу хорошо поющих человек. Но оказалось, что у нас поющая страна. Мы бы взяли и больше человек, если позволил формат. За пять сезонов мы прослушали больше шестидесяти тысяч человек. Когда слух замыливается, звоним друг другу и просим послушать такого-то. Часто я сама звоню участнику и заставляю спеть по телефону. Вначале претенденты на отбор исполняли одни и те же песни: "Это здорово" Николая Носкова и "Rolling in the deep" Adele. "У нас даже хохма была: шутили, что запретим петь эти композиции", — смеется Марина Андрусенко. В этом году популярным стала песня Полины Гагариной "Million voices". Редакторы обращают внимание не столько на голос, сколько на энергетику: Это то, что отличает талантливых исполнителей от просто хороших. Многие при сильных голосах мертвенькие внутри. Какой смысл их брать? Плюс правильно подобранный репертуар скажет о музыкальной эрудиции, а свобода исполнения – об опыте. Из тысячи человек очно отбирают 150 – уже для наставников. Выбором в Останкино занимается команда Первого канала во главе с Юрием Аксютой и представители компании Universal. Прослушивание идет два раза по четыре дня. Отобранную сотню ждет работа с музыкальными редакторами над репертуаром и то самое слепое прослушивание, которое уже показывают по телевизору. После того, как тренеры наберут команду, влияние музыкальных редакторов становится меньше – начинается "диктатура" наставников. Оксана Казакова на шоу "Голос" Разногласий полно Всё, что мы видим на экране, – это идеи наставников проекта. Леонид Агутин, Полина Гагарина, Дима Билан, Григорий Лепс решают не только, кто останется в проекте, но и каким будет шоу: репертуар, образ, оформление сцены и даже видео-графики, – говорит Андрей Сычёв. Никто к ним не лезет – это принципиальная позиция Юрия Аксюты и руководителя канала Константина Эрнста. Они имеют полное право подбирать артистов под свой типаж, песни и образы под свой вкус. Я могу посоветовать только что-то по костюму, который смотрится совсем нелепо на сцене. Разногласий с наставниками у нас полно. Но внутренняя составляющая, конкуренция, драматургия – это их дело. Единственное, что диктует руководство канала, – это темпоритм (все двенадцать песен не могут быть "медляками") и соотношение русско-и англоязычных песен. Репертуар согласуется за неделю. Музыкальные редакторы могут лишь предложить выбор песни, но решающее слово за наставниками. – Поувереннее! Как будто ты пробуешь. Втопить нужно здесь. И не делай такие ударения на промежуточные слова. Улыбнись здесь, – советует на генеральной репетиции своему подопечному Полина Гагарина. – Может, ты сможешь встать? Это будет классно для номера, – обращаясь к гитаристу, говорит Леонид Агутин. Поворачиваясь уже к своей подопечной, замечает: Если ты будешь на плоской подошве, то в обтягивающих штанах нет смысла. Они будут завершенными на каблуках. Наставник Леонид Агутин Готовятся артисты самостоятельно: до прямого эфира у них одна репетиция с наставником на репетиционной базе Сергея Жилина, одна репетиция на главной сцене с оркестром за день до выступления в павильоне на улицы Лизы Чайкиной и один прогон (генеральная репетиция прямого эфира в 14:00 по Москве). Прогон не отличается от прямого эфира практически ничем: на табло отсчитываются секунды до выхода следующего участника, которые исполняют свои номера, режиссер говорит в микрофон, когда можно аплодировать и как правильно пройти по сцене, Дмитрий Нагиев читает текст, работают все камеры, но наставники держат в тайне свое решение до прямого эфира. Это интрига для всех, и подкупать жюри бессмысленно, рассказал участник команды Лепса Кирилл Бабиев: Меня не один раз спрашивали, покупают ли тут места. Я обычно называю сумму, сколько стоят три минуты в прайм-тайм на Первом канале, и призываю вернуться на землю. Если бы у меня были такие деньги, я бы купил несколько квартир на острове и в ус не дул. Даже автоконцерны не могут позволить себе купить столько времени. За кулисами артисты поддерживают друг друга: шлют воздушные поцелуи и обсуждают возможные решения наставников. Акустика в зале отличается от звука, который есть в записи: в павильоне "летает" звук, поэтому зрители яснее различают фальшивые ноты. Кирилл Бабиев на шоу "Голос" Старые песни о главном Появившись на федеральном канале, "Голос" сразу стал феноменом: программа открыла широкой аудитории музыку, которой раньше не было на федеральных каналах. До сих пор проект входит в десятку самых популярных развлекательных шоу российского телевидения по версии TNS. Но главной проблемой шоу становится репертуар. Самые популярные русскоязычные песни были написаны в советский период – из сезона в сезон их приходится повторять, говорит Андрей Сычёв: – Наставники ориентируются на массового зрителя. А на слуху у широкой аудитории отнюдь не авангардный, не современный репертуар. Так повелось с Градского (прим. ред. певец и композитор Александр Градский был наставником). Однако "Голос" по-прежнему остаётся законодателем качества: нас знают все. И это вдохновляет. Сцена шоу "Голос"