Войти в почту

От грамоты к термосу. Эволюция берестяного ремесла

ТОЛЬКО У НАС. В музее пахнет, как в деревенской горнице — деревом и сеном. Это, как смеются сотрудники, и есть тот самый русский дух, о котором еще Пушкин писал. Такой запах имеет береста, выставка изделий из которой открылась 15 декабря. Корреспондент «ВМ» приобщилась к исконно русскому ремеслу.Мастер Александр Шутихин прямо в музейном зале заканчивает работу над берестяной лодкой. Она станет для него юбилейной — десятой по счету. — Эта полутораметровая лодка для одного человека, — объясняет он. — Но такие лодки на севере встречались редко: в основном их делали в три метра длиной, чтобы они могли выдержать пару человек и улов. На стандартную трехметровую лодку у Александра уходит кора двух берез и семь дней. Правильные деревья он находит в архангельских рощах вблизи родного Котласа. Из них не то, что лодки, а вообще все на свете можно делать — посуду, мебель и даже одежду. — Это же наше, исконно русское ремесло, — замечает он, выстругивая ножом перемычку на лодке. — Все остальные ремесла — талантливые заимствования: гжель — подражание делфтскому фарфору, а посадские платки — кашмирским шалям. Самого Александра заниматься исконно русским ремеслом заставила нужда. — В перестройку меня сократили с завода, — рассказывает он. — Стал думать о том, как прокормить себя и двоих детей. Ну и вспомнил, как дед лапти плел. Нашел на чердаке дедов инструмент и незаконченные лапти и принялся изучать плетение. Первой работой мастера стали солонки, которые он решил попробовать продать на аллее Героев в Волгограде, где гостил у родственников. — Аллея Героев напоминает московский Арбат, там туристов всегда много, — улыбается берестянщик. — Я встал и даже замерзнуть не успел, как у меня сразу же все раскупили. Так Шутихин принялся за вторую партию. — Я начал делать туеса, короба, чашки, — рассказывает он. — Люди сразу оценили по достоинству берестяную посуду: она температуру хорошо держит, поэтому горячий суп у хозяйки до прихода главы семьи не остынет. Так мастерство, кормившее предков Шутихина, помогло выжить и его семье в сложные времена. Благодаря бересте он и детей вырастил — теперь сын с дочкой в Москве работают, а он по-прежнему живет под Котласом в архангельской деревеньке. — Мне важно, чтобы материал под рукой был, — говорит он. — Ну и надеюсь смену себе вырастить из местной молодежи. Исконное ремесло не должно забываться. Ведь современные инженеры, не зная традиций, зачастую заново изобретают те велосипеды и термосы, которыми наши предки пользовались еще в XII веке.

От грамоты к термосу. Эволюция берестяного ремесла
© Вечерняя Москва