Дочь Михаила Жарова: Я не успела проститься с отцом...
Sobesednik.ru пообщался с дочерью Михаила Жарова Анной и узнал, почему артист нашел счастье лишь в четвертом браке. 35 лет назад 15 декабря не стало актера, режиссера, народного артиста СССР и лауреата трех Сталинских премий Михаила Ивановича Жарова, знаменитого «следователя Анискина». Он покорил страну искренней улыбкой и харизмой, перед которой мало кто мог устоять. Его персонажи были благородными, отважными и честными, на них хотели походить миллионы советских мужчин. Артист наделял обаянием даже своих отрицательных героев. Жаров родился в семье, далекой от сцены. Его отец Иван Жаров работал наборщиком в типографии, мама Анна занималась домашними делами, ведь нужно было растить четверых детей. Мало кто знает, что в семье Жаровых могло быть и больше детей, однако две девочки умерли в младенческом возрасте. – Папа, как самый старший из детей, пошел работать наборщиком к своему отцу в типографию, – пересказывает семейную историю 65-летняя Анна Михайловна. – Ему было 15 лет. Я бы не сказала, что семья тогда нищенствовала, просто папа понимал, что пора уже вступать во взрослую жизнь. С самых ранних лет Михаил Иванович тянулся к сцене. – Папа во дворе постоянно устраивал театральные постановки, придумывал что-то и разыгрывал. Все понимали, что из него вырастет артист. В 1915 году он поступил в театр «Опера С. И. Зимина», где работал статистом. – В свои 16 лет папа был, что называется, долговязым подростком: худой, с кудрявыми волосами. И в этом же году ему посчастливилось совершенно случайно сняться в кино. Его пригласили в массовку телеоперы Римского-Корсакова «Псковитянка», где в главной роли был Шаляпин. Папа там играл опричника – с бородой его просто не узнать. Настоящая слава не заставила себя ждать. Улыбка Жарова влюбила в себя весь Советский Союз. Он был настолько харизматичен как в жизни, так и в кино, что режиссеры буквально сдавались и предлагали ему новые роли. Актер мог сыграть кого угодно так, что любой эпизод становился ярким и запоминающимся. Популярность пришла к актеру в 1931 году, после роли бандита Жигана в картине Николая Экка «Путевка в жизнь», потом были Кудряш из «Грозы», Меншиков в «Петре Первом». Последняя волна успеха накрыла Жарова после его Анискина. Герой покорил не только публику, но и критиков. Спустя пять лет на экраны вышло продолжение – «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин». В актерском окружении поговаривали, что актер якобы подхватил звездную болезнь, диктовал режиссерам, как снимать кино, и скандалил на съемочной площадке. – Такого даже близко не было, – опровергает слухи дочь. – Папа мог высказывать режиссеру свою творческую точку зрения, но никогда ни на кого не смотрел свысока. Этим он подавал нам пример. Конечно, люди узнавали отца на улицах, ему часто приходили письма. Он читал их, но не успевал отвечать. Если к нему подходили с просьбой сфотографироваться, то он никогда не отказывал, как многие актеры. Понимал, что это часть его профессии. Мама реагировала мудро на столь повышенное внимание к его персоне. Всегда была в нем уверена, так как на первом месте у папы неразрывно стояли семья и работа. Михаил Иванович был четырежды женат. С первой супругой, преподавательницей русского языка Надеждой (Диной. – Авт.) Гузовской, прожил 9 лет. Через два года после свадьбы у пары родился сын Евгений, который стал артистом (он умер в 1995 году. – Авт.). Второй брак – с Ольгой Полянской – продлился 15 лет. У актера родились два сына, которые умерли в грудничковом возрасте. Третья жена – актриса Людмила Целиковская. Жаров прожил с ней 5 лет. И лишь в четвертом браке он обрел настоящее счастье. Его избранницей стала дочь известного врача-кардиолога Майя Гельштейн. Они поженились, когда ему было 49 лет, а ей 19. – Родители познакомились в истринском подмосковном санатории. Она влюбилась в него с первого взгляда, но была уверена, что взрослый мужчина не обратит на нее внимания. Она страдала по нему несколько суток. Бросила институт, где училась на художественного редактора, и отправилась снова в санаторий, чтобы видеть своего возлюбленного. В одну из таких встреч отец признался маме в любви. Знаете, некоторые мужчины в 50 лет уже выглядят как закоренелые дядьки, а папа был привлекательным, в самом расцвете сил, и главное – у него горели глаза. Родители юной Майи были против этого союза, так как думали, что артисты – люди ветреные и любят лишний раз заложить за воротник. Однако ему удалось убедить их, что Майя будет в надежных руках. – Мама была единственной женщиной, которая создала настоящий уют, что не смогла сделать для него ни одна другая. Она посвятила ему жизнь и ни минуты не жалела об этом. Любила чистоту, прекрасно готовила, шила. Она всему этому научилась ради отца. Она старалась каждую свободную минуту проводить с ним. Папа буквально боготворил маму. У них были очень нежные и трогательные отношения. Если он иногда и мог вспылить, то потом очень быстро отходил. Знаете, нам, детям, всегда хотелось идти домой, мы чувствовали тепло, спокойствие и защиту. Родители для меня – пример настоящей любви. Отец всегда спешил домой, он тоже старался создать уют. Больше всего любил на даче мастерить из дерева. Например, обрубленную сосну мог превратить в столик, сделал своими руками качели. Супруги прожили вместе 32 года и воспитали двух дочерей. Анна стала актрисой, а Елизавета – художником-постановщиком на «Союзмультфильме». – Несмотря на то, что у нас с папой была разница в возрасте почти полвека, это не было ощутимо. Он помогал нам делать уроки, что-то советовал, но в его словах никогда не было назидательного тона. Ругался только тогда, когда мы получали двойки. Ведь он хотел, чтобы из нас вышел толк. Мы не росли за кулисами, как дети многих актеров. Я училась в школе с немецким уклоном, хотела поступить на факультет иностранных языков, но не удалось. Потом папа хотел меня устроить в Большой театр, где ему сказали, что меня возьмут только в кордебалет, потому что до этого я никогда не танцевала. Конечно, такая перспектива не устроила, поэтому он стал готовить меня к поступлению в театральный вуз, притом что я никогда не рвалась на сцену. Папа занимался со мной каждый день, поэтому я удачно прошла творческий конкурс в Щепкинское училище (сейчас – актриса Малого театра. – Авт.). Он всегда меня поддерживал в профессии, помогал советами. Но при этом в театре никогда не звучало: «А-а-а, понятно, ты же дочь Жарова!» В последние годы Михаил Иванович чувствовал себя не очень хорошо. Тем не менее он выходил на сцену. – Любил свою профессию и был ей предан. Знаете, у старых актеров есть такое: выползти на последнем дыхании и лишь бы сыграть, так же считал и отец. В 1981 году Жаров попал в больницу с диагнозом аневризма аорты (расширение сосуда. – Авт.). – Папа старался сохранять позитивный настрой. Думали, что ему станет лучше, но чуда так и не случилось. Он стал жаловаться на сильные боли в боку. Несмотря на то, что лежал, казалось бы, в лучшей больнице, врачи не заметили, что у него воспалился аппендикс. Как-то вечером он позвонил и первый раз сказал: «Мне плохо». Мы с мамой решили приехать к нему утром, а его уже не стало. Так и не успела проститься с папой... Актер ушел из жизни 15 декабря на 83-м году жизни. Его похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище. Майя Гельштейн пережила своего мужа на 10 лет, у нее отказали ноги после смерти любимого... Интересно! После выхода картины Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Возвращение Максима», где Михаил Жаров сыграл конторщика Дымбу, он не мог пройти по улице незамеченным. Песня «Цыпленок жареный, цыпленок пареный, цыпленок тоже хочет жить» сыграла с ним злую шутку. Как только актер выходил из дома или из театра, дворовые мальчуганы дразнили артиста, бежали за ним и кричали вслед: «Эй, стой, цыпленок жареный!» Это так достало Жарова, что он подал заявку, чтобы ему выделили личный автомобиль. Притом что сам актер никогда ничего в жизни ни у кого не просил.