Алексей Учитель - о фильме "Матильда", Николае II и протестах
В рамках проходившего в Лондоне с 30 ноября по 4 декабря фестиваля "Неделя российского кино" известный кинорежиссер Алексей Учитель на встрече со зрителями подробно рассказал о работе над вызывающим широкий общественный резонанс фильмом "Матильда" - о любви между будущим российским императором Николаем II и балериной Матильдой Кшесинской. Встреча проходила в Пушкинском доме - центре русской культуры в британской столице, а вел ее наш обозреватель по вопросам культуры Александр Кан. Скандал на пустом месте Алексей Учитель: Я только что прилетел из Петербурга, где проходило довольно знаменательное событие: в Мариинском театре, в присутствии президента России, закрывался Год российского кино. Мероприятие получилось мощное и довольно помпезное. Параллельно проводился так называемый Совет по культуре при президенте, где очень остро поднимался вопрос о том, что в последнее время в России происходят довольно странные вещи, когда определенные агрессивные люди, якобы в защиту религии, врываются на спектакли или выставки, пытаясь их сорвать. Говорю я об этом потому, что отчасти это происходит и с нашим фильмом "Матильда". Там же в Петербурге, точнее, в Царском селе, в роскошных залах Екатерининского дворца, где проходила немалая часть съемок, открылась выставка костюмов из нашего фильма. И даже там, при открытии этой выставки, прошла демонстрация. И таких протестов было еще до этого несколько. В чем же дело? Я считал, что снимаю романтическую историю любви будущего императора, последнего российского императора Николая II и знаменитой балерины Матильды Кшесинской. Мне эта история интересна не только своей любовной интригой. Я понял, что от этой маленькой женщины - а в то время балерины были небольшие, довольно полные, что для нас сейчас очень странно - зависело то, в какой стране мы в результате оказались, в какой стране мы сейчас живем. Парадокс в том, что фильма никто не видел. Ни одного кадра. Но пытаются уже его запретить. Сразу хочу оговориться, что запретить хотят не власти, а некие общественные организации в защиту православия и им подобные. Подход у них простой: Николай II и вся его семья - святые, поэтому он ни в кого не мог влюбляться, никаких связей больше у него не должно быть, это все придумал режиссер Алексей Учитель. Святым Николай II был объявлен как мученик, он, как и вся его семья, принял мученическую смерть, а вся его жизнь была очень противоречивой, интересной и, в общем-то, не святой. Следует вспомнить при этом, что святым Николай II был объявлен как мученик, он, как и вся его семья, принял мученическую смерть, а вся его жизнь, и до того, как он вступил на трон, и до самой смерти, была очень противоречивой, очень любопытной, интересной и, в общем-то, не святой. Вообще, это фигура главная в нашей картине. Хоть и называется она "Матильда", главный герой ее - Николай II. В результате мы вынуждены отвечать, непонятно за что оправдываться. Ситуация парадоксальная. Я говорю людям, которые нас в чем-то обвиняют: "Вы же не видели ни кадра из фильма, не знаете, что мы хотим вложить в его содержание". Но пишут, пишут письма. В полиции мне показали пачку из более трехсот писем, все написаны как под копирку, с одинаковым текстом. Люди пытаются возбудить какое-то непонятное мнение протестное. Ради чего, для меня непонятно. Три года уже делается этот фильм, это один из самых больших за последнее время российских кинопроектов, с довольно большим, даже по европейским меркам, бюджетом, с интернациональным составом актеров. Приведу только одну цифру: для фильма сшито более семи тысяч костюмов. Собрана уникальная актерская группа, на что ушел почти год. Серьезное кино Николая II играет замечательный немецкий актер Ларс Айдингер из знаменитого театра Schaubuhne. Его невесту Аликс - будущую императрицу Александру Федоровну - актриса этого же театра Луиза Вольфрам. Знаменитую в то время итальянскую балерину Пьерину Леньяни играет замечательная французская актриса Сара Штерн. Мне даже удалось главного режиссера театра Schaubuhne Томаса Остермайера взять на небольшую, но очень важную роль немецкого врача. Исполнительницу на главную женскую роль Матильды Кшесинской мы искали больше года, попробовали более трехсот актрис из десяти стран. В результате выбрали молодую, никому не известную, но, надеюсь, теперь она уже будет более популярной, польскую актрису Михалину Ольшанскую. И, конечно, очень много самых популярных и прекрасных российских актеров: Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский, Григорий Добрынин, Ингеборга Дапкунайте - цвет нашего кино, многие согласились играть в нашей картине даже маленькие роли. Сценарий написал очень известный и авторитетный в России писатель Александр Терехов, автор двух популярных романов - "Каменный мост" и "Немцы", за которые он получил высшие литературные награды. Все это говорит о нашем намерении снять серьезное кино, а не просто какую-то любовную интрижку. Музыкальный продюсер нашего фильма - Валерий Гергиев, и буквально две недели назад мы закончили запись музыки. Четыре дня в Мариинском ее записывал оркестр театра, и дирижировал сам маэстро. А музыку к фильму написал очень известный американский композитор Марко Белтрами. Балета в фильме не так много, но есть две очень мощные балетные сцены, которые мы делали вместе с труппой Пермского театра оперы и балета, и ставил все эти танцы главный балетмейстер этого театра Алексей Мирошниченко. Александр Кан: А почему Пермь, а не Мариинский? А. У:. Нам грех жаловаться, Мариинский и так сделал для нас невозможное. В августе, когда театр был в отпуске, Гергиев на 10 дней полностью предоставил нам театр для съемки. Это само по себе уже уникально. А говоря о Перми, не забывайте, что пермская школа очень сильная, она по праву считается третьей в России. Декорация как храм А вот в Успенский собор Кремля, где проходила коронация Николая II, снимать нас не пустили. Даже в Европе мы не смогли найти павильон нужного размера. В результате в Петербурге, в огромном цехе бывшего военного завода, построили уникальное сооружение, которое после съемок было очень жалко разбирать. В съемке коронации участвовало пятьсот человек только массовки. Чтобы загримировать 500 человек - а это бороды для мужчин, это вся одежда, очень много церковных людей - мы начинали в шесть утра, и только к двум часам дня могли выйти на площадку. Восемь часов уходило на то, чтобы всех этих людей одеть и загримировать. Строили декорацию Успенского собора наши художники-постановщики Елена Жукова и Вера Зелинская. И вроде бы это фанера, но в то же время там висели пять настоящих церковных люстр. И когда свет зажигали, кто бы ни входил, практически все начинали креститься, что меня поражало. И когда настало время ее разбирать, рабочие отказались это делать, сказав совершенно серьезно, что храм разбирать не будут. Это мне напомнило эпизод на съемках другого моего фильма, "Дневник его жены" о Бунине. Бунина играл замечательный Андрей Сергеевич Смирнов, съемки были в Крыму, и у нас были рабочие, которые тихонечко сидели, что-то подносили, выносили, не более того. Они все время смотрели, что происходит в жизни Бунина, когда мы все это пытались осуществить. И вдруг один из них, даже вдвоем они подошли, берет книгу Бунина "Темные аллеи", протягивает Смирнову и говорит "Иван Алексеевич, подпишите, пожалуйста". Как в фильме не снялись Вишнева, Плисецкая и Барышников Роль Матильды Кшесинской хотели сыграть известные, прекрасные балерины: и московские, и петербургские. Мы снимали пробу с великой и прекрасной Дианой Вишневой. Я ее отпугивал, как мог. Мой главный довод был такой: на год придется прекратить танцевать. Муж ее, импресарио, когда это услышал, посмотрел на меня волком. Тем не менее, через три дня я получил от нее ответ: да, я готова. Врага себе в лице Дианы Вишневой я приобрел серьезного Но все же балет и кино - разные вещи. Да, фильм наш о балерине, но не только о танцах, скорее, больше не о танцах. Нужен был именно драматический дар, а не только танцевальный. У меня было к ней компромиссное предложение: чтобы она станцевала все балетные сцены. Но, естественно, она отказалась. А. К.:А кто же танцует? А. У.: А танцует молодая балерина из Пермского театра. Ну как танцует - танцуют ее ноги. Это все же кино, и хитростей кинематографических у нас в запасе много. Но врага себе в лице Дианы Вишневой я приобрел серьезного. Она смотрит на меня очень недобрым взглядом. Я даже не стал вступать ни в какие дискуссии, по пробам сразу было видно, что она может актерски, что не может. Я уже не говорю, что все-таки нашей героине 23 года, а там есть некоторая разница, но это уже другой вопрос. Хотя есть примеры очень хорошие. Скажем, знаменитая Наталья Макарова, которая много снималась в кино, и не только как танцовщица. Или Барышников. Я ездил в Ригу, смотреть спектакль Барышникова о Бродском. Я очень хотел, чтобы он был в нашей картине, сыграл директора императорских театров, но он принципиально не ездит в Россию. Дело не в фильме, а в принципе, позиция у него совершенно категорическая, сколько я пытался его уговорить - ни в какую. Мы готовы были даже специально для него организовать съемки за границей, хотя это очень непросто. Но все равно - раз это русский фильм, никак. Плисецкая, когда мы с ней встретились, ответила очень зло: "Я эту проститутку играть не буду". И еще одна история в связи с балетом и нашим фильмом. Когда мы начинали картину, великая Плисецкая была еще жива, и у меня появилась мысль ввести сцену из старости Кшесинской, уже в Париже, и чтобы сыграла ее Плисецкая… Кшесинская ведь прожила долгую жизнь, не дожила трех месяцев до 100 лет. Она ведь в результате все-таки стала членом царской семьи, выйдя замуж за племянника Николая II, князя Андрея, и ее сын Владимир в эмиграции был одним из претендентов на престол. Плисецкая, когда мы с ней встретились, ответила очень зло, я даже был поражен: "Я эту проститутку играть не буду". Мне рассказывали реальную историю: никто не мог предположить, что Кшесинская в свои почти 100 лет еще жива. Один из танцовщиков Большого театра на гастролях в Париже отправился на русское кладбище. Видит впереди себя пожилую женщину в черном и спрашивает у нее: "Вы не знаете, где могила Кшесинской?" Она поворачивается и говорит: "Это я". История похожа на анекдот, но на самом деле это было так. Джинсы, кино и мотоциклы Действие нашей картины происходит в течение двух лет, между 1894 и 1896 годами. Время было удивительное, я сам в процессе подготовки узнал много о нем нового: в моду входили джинсы, было очень модно кататься на роликовых коньках, мотоциклы были чрезвычайно популярны. А. К.:Джинсы?!! А. У.: Джинсы, да, у нас будут джинсы. Основной художник по костюмам в нашей картине - Надя Васильева, безумный, но гениальный человек, кстати, жена Алексея Балабанова. Крови выпила у меня она очень много, но без нее фильм не был бы таким, каким он получился. Когда она мне показала Николая II в джинсах, я думал, что упаду в обморок. Но она мне доказала, что это было так, действительно было. Три женских колонии работали на нас, шили нам костюмы, включая даже балетные Когда была представлена смета на костюмы, мы схватились за голову. Были проделаны вещи немыслимые. Например, мы закупили все ткани в Китае, что было в 10 раз дешевле. Но при этом три месяца ждали, потому что все эти ткани плыли к нам на корабле. Три женских колонии работали на нас, шили нам костюмы, включая даже балетные. Это не потому, что там дешевле, а потому, что такое количество, такое массовое производство втиснуть в какую-то фабрику очень сложно. А мотоцикл, который у нас в картине есть в кадре - это уникальный мотоцикл 1893 года. Работает до сих пор. И еще один интереснейший факт. Оказалось, что первым фанатом кино в России был Николай II. Он первый привез в страну кинопроектор, сам научился им пользоваться, показывать картины - тогда еще это было вручную. У нас будет такая сцена в картине. Он был помешан на кино, практически каждый день семья смотрела по 2-3 фильма. И даже в ссылку в Тобольск и Екатеринбург им разрешили взять этот проектор и 40 фильмов с собой. А. К.:И он там показывал фильмы? А. У.: Да. Самая первая киносъемка в России была организована на коронации Николая II по его собственной инициативе. Снимала французская группа, и эти кадры вы можете найти в интернете, они есть. Существует мнение, что Николай II был мягкий, слабый человек, неэффективный правитель, который привел страну к революции. Я считаю это совершенно неправильным. Николай II вступил на престол в 1896 году, и в 1913-м, благодаря собранной им команде, Россия занимала положение в мире, которого у нее не было никогда ни до, ни после. Он был очень ранимый, тонкий, эмоциональный человек, который чувствовал очень многие вещи. Но был у него один серьезный недостаток: он находился в определенном подчинении у женщин: в частности, Кшесинской, и, особенно, у своей супруги Александры Федоровны. Актеры с акцентом А. К.:Вы упомянули подбор актеров и подробно рассказали об этих актерах. Я думаю, неизбежно возникает вопрос, а почемувсе-таки на главные роли вы выбрали актеров не российских? А. У.: Многие мне не простят, что русского царя играет немецкий актер. В нашей прессе были даже такие заметки, что русского царя играет порноактер. В фильме Питера Гринуэя "Гольциус и Пеликанья компания" есть действительно сцены, где он появляется обнаженным, но это знаменитая картина великого режиссера, и никакого отношения к порнографии она не имеет. Я увидел этого актера несколько лет назад, когда театр Schaubuhne показывал в Москве "Гамлета". Я пригласил Ларса на другую роль, немецкого врача Фишера. Он приехал в Петербург, пробы прошли прекрасно, начали подбирать костюм и грим. Я ждал, когда грим будет готов, и вдруг услышал крик нашего главного гримера. Я ринулся туда в испуге, думал, что что-то случилось. Оказалось, что, пробуя ему грим, она приклеила очередную бороду и не удержалась от крика - в зеркале сидел вылитый Николай II. Когда Ларсу Айдингеру приклеили очередную бороду, в зеркале сидел вылитый Николай II Мы сделали новые пробы, и они были прекрасны. Я говорю Ларсу: "Ты готов играть русского царя?" Он думал три дня. Во-первых, эта роль намного больше, чем то, что я ему предлагал, а фильм все-таки мы снимали на русском языке, и надо было выучить все. На мой взгляд, я абсолютно не преувеличиваю, он гениальный актер. Те, кто видел его в театре, в ролях Гамлета, Ричарда III, со мной согласятся. Последние два конкурса Каннского фестиваля проходили с фильмами с его участием. Режиссер должен составить ансамбль, в котором каждый из актеров будет говорить о себе что-то и дополнять все в целом, независимо от того, какой стране ты принадлежишь и на каком языке говоришь. Но, выбрав этого актера на главную роль, мы задали себе высокую планку. Мы так долго искали исполнительницу роли Матильды, потому что, кого бы мы ни пробовали, а мы пробовали и очень знаменитых российских актрис, и других, сразу была видна разница колоссальная. У нас в картине почти все говорят с акцентом. Но он оправдан. Я уже говорил, что роль будущей императрицы Александры Федоровны, невесты Николая II, играет немецкая актриса Луиза Вольфрам. Но Аликс действительно была немка, она плохо говорила по-русски, у нее должен быть акцент. Роль матери Николая II, как мне кажется, очень интересно исполнила Ингеборга Дапкунайте, литовка. Опять же, ее акцент был очень нужен, потому что императрица Мария Федоровна была датчанкой. Так и сложился интернациональный состав, с которым было безумно интересно работать. Сложность была одна: Ларс очень просил некоторые сцены, и так у нас и было снято, играть на английском языке. Он очень тонкий актер, очень чувствующий каждую интонацию, каждую паузу, ударение, поэтому он иногда говорил на английском, а остальные актеры на русском. То есть это был довольно сложный репетиционный процесс, поскольку он не просто проговаривал текст, это для него было крайне важно. Он от этого мучился, страдал. А еще есть привычка у режиссеров некоторых, в частности, у меня, иногда менять текст в ночь перед съемкой, и для него это была просто катастрофа. А. К.:Но озвучивал его все же русский актер? А. У.: У меня была тайная надежда, что, так как снимали мы довольно долго, три года, он так освоит русский язык, что мы сумеем оставить его голос, потому что у него голос уникальный. Но этого не случилось, и тоже был мучительный поиск, кто мог бы его заменить. Не могу сейчас назвать эту фамилию, но это один из молодых, но очень знаменитых российских актеров. Ключевые два года А. К.:А что побудило вас обратиться к этой теме? А. У.: Я давно пытался снять картину под названием "Дно", потому что отречение Николай II подписал на станции Дно в Псковской области. То, что происходило во время отречения - отдельная захватывающая история, которой в нашей картине нет. Но этот сюжет все время меня занимал. Не только меня, естественно, написана масса книг, интересных материалов. А те два года, в которые происходит действие "Матильды" - они совершенно знаменательные. Там все так сошлось, что, как мне кажется, в это время решалась судьба России, и сложиться все могло совершенно по-другому. Например, царский поезд, который ехал со всей семьей из Крыма, сходит с рельсов. И погибло очень много людей: близких им слуг, других людей. Ни один член царской семьи не пострадал. Почему? Да потому что отец Николая II, Александр III, император в то время, физически был очень сильный человек. Крыша вагона упала, он приподнял эту крышу, и все смогли выползти из вагона. Этот эпизод будет тоже у нас в картине. Но из-за того, что он держал эту крышу какое-то время, он надорвал себе почку. И через какое-то время Александр III умирает, хотя ему было всего 48 лет. Если бы этого не произошло, то, я думаю, еще как минимум лет 15 Александр III бы правил, и Николай II не был бы у власти. Будущий император Николай II был безумно влюблен в Кшесинскую. Это была невероятно страстная, очень эмоциональная история. И после смерти Александра III все - и в первую очередь мать Николая - боялись, что он не пойдет на коронацию. И потому уже через неделю после похорон, еще не разъехались даже иностранные гости, Мария Федоровна отменила на два дня траур, и его срочно поставили под венец с Аликс - он даже не мог опомниться. Так сложилась в тот момент история России, множество факторов привели к тому, что образовался такой пик, когда все сошлось, хотя этого могло бы и не произойти. Какая-то часть если отпала бы - и я это серьезно говорю, - мы жили бы в другой стране. Конечно, в нашем фильме есть доля фантазии. Никто не может знать, как вели себя люди, когда оставались вдвоем, когда они были наедине. Плюс мы сильно додумали некоторых персонажей. Например, уже упоминавшийся доктор Фишер. Это был немецкий врач, которого практически с собой привезла Аликс из Германии. Она уже в то время была склонна к некой мистике. Она была больна и панически боялась, что именно мальчик родится у нее нездоровым. Фишер ей пообещал, что этого не случится. И когда родился наследник, царевич Алексей, больной гемофилией, Фишера выгнали, но буквально через года два-три появился Распутин. То есть тяга к мистике у Александры Федоровны была непреодолима. Прокуратура проверила А. К.:Кампанию против вашего фильма начала Наталья Поклонская, затем ее подхватили многие другие. Как вы думаете, почему такое противодействие, например, с ее стороны? Почему она так высказывается? А. У.: Почему она так говорит, я не знаю. Я бы сказал, но не хочу. Вот смотрите. 9 мая проводится знаменитая теперь акция "Бессмертный полк". И она вышла на это шествие с портретом Николая II. Получается, что Николай II имеет какое-то отношение ко Второй мировой войне? У нее в голове такая смесь непонимания исторических событий, что объяснять человеку в такой ситуации что бы то ни было довольно трудно. Я не вступал с ней ни в какие дискуссии. Впрочем, она уже, похоже, успокоилась. Госпрокуратура нас проверила и дала официальный ответ: никакого нарушения закона нет Тем не менее, Госпрокуратура нас проверяла. Они попросили сценарий, попросили очень по-доброму, в их поведении не было ничего злостного, такие довольно приятные ребята. Но они вынуждены были это делать, а когда увидели список группы, некоторые фамилии, они сами испугались, не стали проверять. И отправили официальный ответ этим организациям, что никакого нарушения закона нет. Что естественно, и быть не может просто. Никаких чувств верующих мы не оскорбляли, и даже в мыслях не имели. Нет этого в картине, я это утверждаю абсолютно точно. Это только можно придумать в нездоровой голове. А. К.:Каков бюджет фильма? А. У.: Бюджет известен, хотя жалобщики из этих союзов в защиту православия его сильно преувеличивают. Фильм стоил 15 млн долларов. Причем часть суммы дало государство, что очень важно. Часть - коммерческие деньги, кредиты. Поэтому для нас очень важен прокат. По дате выхода фильма у нас есть два варианта. Во многом это будет зависеть от того, сумеем ли мы попасть на один из крупных фестивалей, может быть, даже не в конкурс, а в качестве фильма открытия. Посмотрим, как это будет складываться, это никогда не предсказуемо. То есть мы выйдем или 30 марта, или уже тогда осенью 25 октября. В любом случае, я надеюсь, что фильм выйдет широко. Фильм наш будет около двух часов, но будет еще и четырехсерийная телеверсия. Интерес большой есть и за рубежом, мы даже собираемся, скорее всего, в Лондоне, сделать дубляж на английском языке. А. К.:Как вы оцениваете состояние современного российского кино и его перспективы на Западе? А. У.: За последнее появилось несколько интересных работ. С моей точки зрения, самая сильная - "Ученик" Кирилла Серебрянникова. Картина как раз о таком религиозном экстремизме, который проявляется в том, что сейчас происходит. И у него в театре, и во МХАТе, когда врываются и пытаются сорвать спектакль… Эти люди, я не понимаю, что у них в мозгах творится. И то, что с картиной нашей происходит, и еще многое. В Омске запретили оперу "Иисус Христос -суперзвезда", это уже известный факт. А. К.:Ваши фильмы все очень разные… А. У.: Я очень поздно пришел в игровое кино, много лет занимался документальным, и пока у меня такое ощущение, что мне хочется все попробовать. И большие фильмы по масштабу, и локальные истории… Это не значит, что я хватаюсь за все, я очень тщательно выбираю, но каждый новый фильм должен резко отличаться от предыдущего, даже жанрово. Например, я очень давно хочу снять картину о блокаде Ленинграда. Мне кажется, до сих пор нет ни одного игрового фильма, который серьезно рассказал бы эту трагическую историю. К тому же история эта тесно связана и с моим отцом, который снимал многие документальные кадры во время блокады [Ефим Учитель - известный советский кинорежиссер-документалист - Би-би-си]. Так что планы есть, но следующая картина не будет связана с блокадой, это точно.