Войти в почту

Леонид Парфенов спел на Арбате

В Театре имени Евг. Вахтангова показали программу советской ретро-эстрады Тележурналист Леонид Парфенов и трио «Мейделех» показали на Новой сцене Театра имени Евг. Вахтангова премьеру программы «Главные песни о старом». БОРИС БАРАБАНОВ выяснял, чего в ней было больше — исторической хроники или музыкальной эквилибристики. Леонид Парфенов любит петь, только редко выступает в этом качестве на публике. Если конкретнее — он любит советскую песню, например Эдуарда Хиля и Владимира Трошина. Телевизионный проект «Намедни» потерял бы изрядную долю своего обаяния и достоверности, если бы журналист не следил так внимательно за саундтреком. Наконец настало время материализовать эту любовь. Арт-группа «Мейделех» (в переводе с идиша — «девочки») существует пять лет. В ее репертуаре как ретро-шлягеры, так и обработки современных хитов. «Девочки» утверждают, что могут петь на десяти языках. До прошедшей премьеры Леонид Парфенов всего несколько раз выходил на сцену в компании девушек из трио «Мейделех», например на недавнем фестивале «Возраст счастья» в Черногории. Каждый раз, когда господина Парфенова спрашивали, не хочет ли он сделать из этого настоящий песенный спектакль для регулярного показа, он страшно смущался и отвечал уклончиво. Больше отлынивать от сценической деятельности у него не получится. В шоу «Главные песни о старом» пока еще много сырых мест, но то, что показывать его нужно и спрос на него будет, сомнений нет. У Парфенова получился своего рода музыкальный спин-офф «Намедни». Нынешняя премьера выросла из предложения вдовца Людмилы Гурченко продюсера Сергея Сенина сделать на Новой сцене вахтанговского театра творческий вечер Парфенова. Подобным форматом журналист, в отличие от многих своих коллег-телезвезд, не злоупотребляет, афишами с его лицом заборы в городах не заклеены. Но возможность показать свои любимые песни, видимо, все же оказалась сильнее застенчивости. Он решился не только выступить в роли комментатора, но и исполнить несколько песен самостоятельно. Первая часть шоу выглядит, как нормальное «Намедни». Автор говорит, девушки поют, на экране — кадры кинохроники. В качестве отправной точки Леонид Парфенов выбрал то, что ему близко,— видео. Отсчет отечественной популярной музыке он ведет от фильма «Веселые ребята», который позволил Любови Орловой и Леониду Утесову ездить по стране с гастролями (Парфенов оперирует словом «чес»), и мини-фильма «Пароход», который стал первым российским видеоклипом. Девушки из «Мейделех» в равной степени успешно справлялись как с точно воспроизведенными аранжировками старых песен, так и с современными интерпретациями, например, находя в «Рио-Рите» место для электрогитары. Дойдя в своем повествовании до Великой Отечественной войны, Леонид Парфенов и «Мейделех» показали самый трогательный и странный свой номер. Музыкальной иллюстрацией к короткому монологу Парфенова на тему понятия «гетто» стала минорная, близкая к регги версия песни «Если с другом вышел в путь». На фоне инструментальной части песни журналист зачитал фрагменты «Письма матери» из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Строки этого послания не могут оставить равнодушным никого, вне зависимости от контекста. Затем повисла пауза, во время которой на экране шли кадры из советской глубинки вперемежку со Сталиным, а в динамиках звучали «Ландыши» и «А у нас во дворе» — песни из другой эпохи. Механизм парфеновского рассказа словно разладился, что-то пошло не так. Позже выяснилось, что пауза была антрактом, просто зрители не выходили из зала. Вторая часть началась сразу с 1960-х, словно не было ни Победы, ни послевоенного возрождения. Стало ясно, что вместо хронологически выстроенного рассказа теперь будет просто концерт, в котором каждый из участников получит возможность продемонстрировать свои таланты в лучшем виде. Оказалось, что девушки из трио «Мейделех» не только способны достоверно передать настроение эпохи одними только вокальными средствами, но и актерски состоятельны каждая в отдельности. Для сольных номеров они выбрали песни, которые давно выветрились из памяти и не были засвечены в громких эстрадных ретро-проектах. Марина Вульф очень смешно исполнила песню «Возможно» из репертуара Гелены Великановой, твист Александра Зацепина «Все равно ты будешь мой» прозвучал в исполнении Насти Шпиль, а Виктория Гиссен спела «Ты глядел на меня» Майи Кристалинской. В блоке песен «братских союзных республик» Леонид Парфенов надел кепку-аэродром и спел вместе с «Мейделех» старинный кавказский шлягер «Удивительная жизнь», причем взял на себя строчки на азербайджанском языке, а потом продекламировал «семплы» из «Кавказской пленницы» — «Или я ее веду в загс, или она меня ведет к прокурору» и т. п. В этой части концерта стало окончательно ясно, что «Главные песни о старом» — идеальная программа для корпоративов, а также для того самого «чеса», только не по России, а по зарубежным территориям с густой постсоветской диаспорой. Леонид Парфенов и «Мейделех» правильно воздействуют на ностальгические рецепторы — находят нужные мелодии, но не копируют то, что многократно сделано до них. Мэш-ап «Косил Ясь конюшину» и «Highway To Hell» AC/DC выглядел более предсказуемо, но на публику подействовал магически. Дальше можно было уже петь что угодно. Ближе к финалу трио «Мейделех» продемонстрировали самый широкий взгляд на ретро, сыграв вполне молодежный вариант песни «Пусть всегда будет солнце», а на бис приберегли рок-версию песни «И вновь продолжается бой». Если Егор Летов делал когда-то то же самое всерьез, касаясь глубоких струн русского подсознательного, то у «Мейделех» появилась довольно легкомысленная вещь, под которую, несомненно, следует «отрываться». «Главные песни о старом» начались как изящный просветительский проект с ироничными обертонами, а закончились полнейшим угаром. На премьере этот взгляд на музыку XX века приняли восторженно. Насколько такой симбиоз органичен на самом деле, можно будет понять, только если этот спектакль будут давать регулярно.

Леонид Парфенов спел на Арбате
© Коммерсант