Спекталь-альманах или «Казань. Новые легенды о старом городе»
8 декабря в творческой лаборатории «Угол» состоялась премьера спектакля «Казань. Новые легенды о старом городе». Спектакль создан в рамках драматургической лаборатории KZN/story под руководством Михаила Дурненкова, инициатором которой выступил Центр современной драматургии и режиссуры «Центр.Первый».Почитатели современных театральных постановок собрались под одной крышей, чтобы увидеть спектакль-альманах, созданный на основе пяти новелл молодых казанских авторов. О чем же постановка? О реальных событиях, происходивших в нашем городе. Об извечных проблемах, волнующих каждого в той или иной степени. Молодые актеры легкой поступью выходили из разных сторон сцены. Все их действия сопровождались игрой света и дыма, отчего возникало ощущение, что перед нами появляются призраки города - те самые жители, которым и принадлежат «легенды». Некоторые из выступающих на момент начала представления сидели в зале как зрители – и вдруг раздавались их громкие голоса, возвещая, что каждый здесь – участник действа. И ты волей-неволей проникался атмосферой происходящего, потому что то и дело к тебе обращались с пламенной речью, просили подписать петицию и сидели прямо возле тебя, изображая активных пользователей интернета, общающихся на популярных форумах. Почему это было так близко зрителю? Потому что на сцене он видел себя: в прошлом, настоящем и даже будущем. Все мы в определенный момент боимся остаться одинокими, поэтому начинаем цепляться за давно ушедшее, в глубине души хорошо понимая, что утерянное мгновение не возвратить, как бы этого ни хотелось. Но при этом упорно продолжаем «воссоздавать» то, что давно кануло в лету, пытаемся вновь испытать те же чувства, что некогда наполняли наши сердца. Но этого не происходит, и от этого внутренняя пустота расширяется еще больше. Именно об этом и повествует одна из мини-пьес. Смысл еще одной постановки заключается в том, что люди перестали верить в добрые намерения друг друга. Человечество безнадежно уверовало в мысль, что если незнакомый человек помог тебе, то ему непременно от тебя что-то нужно. Именно поэтому мы зачастую отказываемся, когда нам уступают место в общественном транспорте или предлагают донести сумки до дома. «Он в любом случае у нас что-нибудь за это потребует», – звучит непременно внутренний голос. Был в советское время такой человек, которого звали Асгат Галимзянов. Все заработанные деньги он отдавал нуждающимся, в основном это были детские дома. За это от него не только отвернулись родственники и жена, но даже воспитатели учреждений, которым он активно помогал, со временем начали косо на него смотреть: мол, не бывает такого, чтобы человек честным трудом заработал столько денег. «Это он душу так отмаливает перед Богом», – звучал вердикт общества. Было некоторым упущением, "встроить" такую серьезную историю в постановки более легкие, полушутливые в своих интонациях. Зритель не успел прочувствовать масштаб проблемы, задуматься над ней до конца. Должно быть, было бы уместнее оставить эту часть спектакля на "десерт", чтобы у покидающих зрительный зал осталось послевкусие от увиденного и пища для размышления по дороге домой. Стоит отметить, что «Казань. Новые легенды о старом» - нестандартная постановка. Это совершенно новый формат, в котором главное – это возможность прикоснуться к эпохе не посредством костюмов и декораций, а исключительно благодаря игре актеров и световых прожекторов. Отрадно осознавать, что театр не просто не уходит с подмостков наших современных предпочтений, но также продолжает развиваться и приобретать все новые и новые формы. Автор - Альбина Закирова