Голос Чебурашки. Как актриса Клара Румянова стала кумиром детей
Голос знаменитой актрисы Клары Румяновой знали и любили все дети в СССР. Уникальную мелодику и нежные интонации актриса подарила десяткам мультипликационных персонажей – зайцу из «Ну, погоди», Чебурашке, Мамонтенку, знаменитому Крошке Еноту и многим другим. Свое внимание очаровательной блондинке с голубыми глазами дарили знаменитые артисты советского кинематографа. Но большой экран ей – драматической актрисе – так и не покорился. Румянова, славившаяся своей прямотой и непростым характером, была неугодна постановщикам и до конца жизни так и не исполнила в кино главных ролей. SPB.AIF.RU рассказывает как артистка, мечтавшая статью второй Любовью Орловой, заслужила любовь миллионов, но умерла в абсолютном одиночестве. Тесные связки Клара Румянова появилась на свет в Ленинграде 8 декабря 1929 года. Любопытно, что изначально природа одарила будущую артистку уникальным глубоким и низким голосом – альтом. Будучи в старших классах, Румянова увидела киноленту, главную роль в которой исполнила знаменитая Любовь Орлова. С тех пор она грезила только о сцене и кинематографе, мечтая повторить путь кумира. В 1947 году Румянова отправилась покорять Москву. Столица с ходу начала испытывать молодую девушку на прочность – во время первых туров вступительных экзаменов во ВГИК у нее украли все деньги. Актрису это обстоятельство не сломило – абсолютно голодная и изнеможенная она пришла на заключительный просмотр к педагогам. Румянову экзаменовали Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Артистка начала свое выступление с мужских арий – голос в ту пору позволял ей себя показать. Она начала с размышления князя Андрея Болконского под небом Аустерлица и арии герцога из оперы «Риголетто». Комиссия была поражена – настолько образ хрупкой голубоглазой девушки не сочетался со столь глубоким голосом. Однако в самый ответственный момент Румянова упала в голодный обморок на глазах экзаменаторов. Герасимов вскочил и побежал в буфет, чтобы купить своей будущей подопечной горячий чай и шоколад. После того как Румянова очнулась и съела совсем немного, она встала и заявила, что готова продолжать. Герасимов решил взять юную актрису к себе на курс и в дальнейшем с любовью опекал ее. Он был рядом в тот момент, когда студентка ВГИКа тяжело заболела на гастролях. Пневмония дала осложнение на уникальные голосовые связки. Наставник, посовещавшись с лечащими Румянову врачами, заставил юную актрису в течение полугода общаться только при помощи записок. Когда связки восстановились, голос артистки было уже не узнать. Теперь у Румяновой был не альт, а дискант. Сама актриса переживала перемену мучительно, еще не зная, что именно это событие принесет ей всесоюзное признание. Вздорный нрав В 1951 году, будучи еще студенткой ВГИКа, у Румяновой состоялся кинодебют в картине «Сельский врач». Ей досталась эпизодическая роль, однако именно в работе над этой лентой она впервые применила свой новый голос. Постановщику нужно было, чтобы новорожденный в роддоме заплакал. Этого добиться долгое время не удавалось. Тогда Румянова точно изобразила детский крик, а в институте за ней закрепилась слава актрисы, которая может точно копировать голоса малышей. Главных же ролей в ее кинокарьере так и не случилось. В дальнейшем она появлялась в заметных лентах «Они были первыми», «Четверо», «Жизнь сначала», «Воскресение», «Время, вперед!» и «12 стульев», где сыграла жену отца Федора. Коллеги вспоминали, что Румянову режиссеры не любили из-за ее прямоты и желания непременно все высказать собеседнику в лицо. Так, в 1953 году у нее произошел конфликт с Иваном Пырьевым – в ту пору генеральным директором «Мосфильма». Сама Румянова рассказывала, что он предложил ей роль в картине «Испытание верности», которую постановщик снимал по собственному сценарию. Румяновой не понравился текст, и прямо в кабинете он вернула Пырьеву его со словами, что фильм обречен на провал. Гендиректор «Мосфильма» явно мог повлиять на судьбу молодой артистки. Так это или нет, но был период, когда Румянову в кино никто не снимал. «Она не была злобным человеком – это просто характер. Вспыльчивый. Она могла в какой-то момент не принять что-то и сразу сказать. Кого-то припечатать», – вспоминала впоследствии подруга артистки, актриса театра и кино Валентина Ананьина. В середине 1960-х, когда режиссер Сергей Бондарчук проводил длительные кинопробы для своей картины «Война и мир», Клара Румянова претендовала на роль княжны Марьи Болконской – она должна была работать в паре с Олегом Стриженовым. Ей хотелось сниматься именно с ним. Но в ходе кинопроб Бондарчук решает заменить артиста на Иннокентия Смоктуновского. Румянова вновь вспылила. Она заявила, что Андрея Болконского не может играть сутулый актер с еврейской внешностью. Режиссер мириться с непростым характером актрисы не стал. Когда в 1968 году режиссер-мультипликатор Вячеслав Котеночкин на «Союзмультфильме» приступил к съемкам «Ну, погоди», то долго думал, кто будет озвучивать волка. А вот относительно зайца сомнений не было – только Румянова. За свою творческую жизнь она озвучила более 150 мультипликационных фильмов. За озвучку зайца из «Ну, погоди» она получила звание Заслуженной артистки РФСФР. С ее голосом мальчики и девочки просыпались и засыпали, родители собирали малышей в школу. Только у самой Румяновой, посвятившей всю себя радости детства, никогда не было ребенка. «Пусть мама услышит» В первый брак артистка вступила еще в студенчестве. Она вышла замуж за молодого пианиста. Он считал, что в семье человек творческой профессии мог быть только один. После поставленного ультиматума Румянова разорвала с ним отношения – семья не продержалась и трех месяцев. К моменту развода актриса уже была беременна. Румянова сделала аборт, который дал осложнение на здоровье – о рождении малыша артистка больше мечтать уже не могла. Карьера ей в ту пору казалась намного важнее. Позднее на курс Румяновой во ВГИКе за провинность перевели знаменитого Николая Рыбникова. Он попал в сокурсники к актрисе из-за розыгрыша, когда голосом диктора Левитана на всю Москву в шутку возвестил о снижении цен в магазинах. Рыбникова в ту пору могли надолго упрятать в тюрьму за такую шалость – к счастью, актеру помогли избежать тяжелой участи. Переведясь к Румяновой, артист настолько увлекся ею, что просто потерял голову. Он даже преподнес ей часы, которые актриса просто вышвырнула в окно. Подобный эпизод впоследствии сняли в картине «Девчата» с участием Рыбникова. Румянова же совсем не видела себя рядом с будущей звездой советского экрана и наотрез отказалась от отношений с ним. Вторым ее супругом стал Анатолий Чемодуров, который известен зрителю по роли Сергея Левашова в картине «Молодая гвардия». Именно он предлагал Бондарчуку попробовать супругу в «Войне и мире». Позднее Чемодуров стал не востребован – свое недовольство судьбой начал заливать спиртным. Румянова, приходившая после работы на «Союзмультфильме», была вынуждена лечить его от запоев. Актриса настолько устала от этого, что в 1973 году ушла от мужа, оставив ему все – квартиру, мебель, машину. Был в жизни Румяновой и третий брак – она вышла замуж за капитана дальнего плавания. Но тот стал сильно ревновать актрису, и супруги разошлись. С тех пор она жила со своей матерью Анной Петровной, с которой они были очень близки. Ее не стало в начале 1990-х. Румянова потеряла главного в своей жизни человека, а вместе с ней и возможность полноценно работать – страна менялась, а многие актеры не могли найти средств к существованию. Мультфильмов на студии «Союзмультфильм» почти не снимали, Румянова осталась не у дел. «Мультиков больше нет, да и тех, кто их озвучивал вместе со мной – Папанова, Раневской, Вицина, – тоже нет. Без них я осталась одна и живу только надеждой», – признавалась артистка. В конце 1990-х годов актрисе поставили страшный диагноз – рак. Бороться с ним при помощи врачей Румянова по какой-то причине наотрез отказалась. Окончательно болезнь погубила ее в сентябре 2004 года. В квартире обнаружили спрятанную в телефонную книжку записку «Хочу только к маме». Случайно найденный клочок бумаги был воспринят как последняя просьба артистки к миру. Прах Румяновой похоронили рядом с ее матерью на кладбище Донского монастыря.