На «Артдокфесте» слушали голос Бориса Немцова
Сразу в трех городах — Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге — проходит юбилейный, десятый фестиваль документального авторского кино «Артдокфест». Еще никогда на него не приходило так много людей. Для многих это глоток свободы, возможность увидеть живое течение жизни и высказаться. А кто-то причисляет фестиваль к разряду антигосударственных, подрывающих устои. Президент «Артдокфеста» Виталий Манский исходит из того, что автор по определению должен быть независимым человеком, поскольку свобода для художника первостепенна. Некоторые картины мы, возможно, больше никогда и не увидим. Документалисты честнее своих коллег, работающих в игровом кино и создающих благостную картинку за счет немалых средств, полученных от государства. В конкурсе участвуют несколько фильмов об Украине. Сняли их литовец Мантас Кведаравичус, чех Филип Ремунда, украинка Юлия Гонтарук. Отдельная программа «Война и мир» посвящена ситуации в Украине. А открывала ее российская премьера «Родных» самого Виталия Манского — рассказ о его семье, живущей как на востоке, так и на западе страны. Украинский режиссер Юлия Гонтарук представила картину «Десять секунд». Столько времени понадобилось, чтобы уничтожить прежнюю жизнь молодой жительницы Мариуполя Тани. Не стало ни дома, ни мужа, одно лишь пепелище, дочка да кошка, которая не уходит с обжитого места, так что приходится туда возвращаться, чтобы ее накормить. 24 января 2015 года был обстрелян квартал «Восточный» в Мариуполе. Люди, которые здесь живут — украинцы и русские, — не разбирают, кто есть кто. Они были соседями и ими остались. У русской семьи разгромлена кухня, и теперь она приходит к соседям-украинцам, чтобы приготовить обед. Кто-то с ностальгией вспоминает о памятниках Ленину, у которых можно было девушкам назначать свидания, говорит, Путин — хороший мужик, он грозится НАТО загнать за Луну. Но чаще всего люди избегают разговоров о политике, телевизор не смотрят — зачем? Они и так все потеряли. Даже память. Ни одного уцелевшего фото, ни одной вещи их близких, погибших у них на глазах. Самое ценное, что молодой режиссер показала все многообразие жизни и ее восприятия. У каждого своя правда, но все одинаково несчастливы в то время, пока идут большие игры, не зависящие от их воли. Кому-то есть куда «тикать», как тут говорят, а кому-то некуда. Куда поедешь, имея на руках ребенка с церебральным параличом? В конкурсе участвует «Аустерлиц» Сергея Лозницы, живущего в Берлине, а когда-то в Ленинграде и Киеве, который в последнее время избегал участия в российских фестивалях и интервью нашим журналистам не давал — принципиально, несмотря на дружбу. В своем фильме он рассказал о музеях, возникших на территории бывших концлагерей, о том, кто туда приходит и зачем, и собственно о том, какими мы стали. Маша Новикова, давно живущая в Голландии, снимавшая жесткую правду о Чечне, представила «Бег времени» — о сельских жителях с волжских берегов, которые вспоминают о войне в Афганистане, о первой любви. Темы самые разные: о проблеме Арала и Куйбышевского водохранилища, протестном искусстве, которое позиционируется как борьба с терроризмом и заставляет человека бесстрашно калечить собственное тело. Польский режиссер Войцех Касперски отправился в Сибирь, в психиатрическую больницу, где пятеро врачей заботятся о своих подопечных, страдающих от шизофрении и болезни Альцгеймера. Видеть все это физически тяжело, а люди как-то работают всю жизнь в этой обители скорби. Франко-российская картина «Освобождение: инструкция по применению» Александра Кузнецова тоже о психоневрологических учреждениях в Сибири, где пациенты не имеют никаких прав, лишены любви, преданы и забыты. Год назад на «Артдокфесте» прошла премьера фильма «Мой друг Борис Немцов» Зоси Родкевич, на который невозможно было попасть. И вот теперь на новую картину о Немцове «Слишком свободный человек» Веры Кричевской пришло более полутора тысяч зрителей. Все это так остро воспринимается еще и потому, что Борис Немцов сам приходил на фестиваль без всякой охраны. Он был живым человеком, и в фильме все это есть. Голос Немцова, звучавший в теле- и радиоэфире, после одного из которых он и был убит, звучит в этой картине. Это не столько история рано оборвавшейся жизни, сколько история России последних 25 лет. Двухчасовая картина «Сурков. Отражения» живущего в Германии выпускника ВГИКа Артема Деменока рассказывает о человеке, который возглавлял журнал «Искусство кино», другие ответственные посты в сфере культуры и в одночасье, после отъезда дочери в Голландию, был изгнан со всех постов. Сейчас Ольга Суркова готовит к публикации дневники и письма своего отца. Кто-то думает, что это фильм про Владислава Суркова. Но, как заметит Деменок, каждая эпоха имеет своего Суркова. Интеллигент, ставший одним из механизмов власти, не верил, что когда-нибудь в этой стране произойдут изменения. Его называют блестящим редактором, профессионалом партийного пиара, человеком без морали, чужим среди своих. Михаил Швыдкой вспоминает, как Евгений Сурков пришел на прием в ЦК в водолазке, а это было совершенно невероятно и сделано намеренно. Чтобы опубликоваться в «Искусстве кино» авторам приходилось по девять раз переписывать тексты. Сурков поддержал «Андрея Рублева» и «Солярис» Тарковского, принимал его в своем доме, а тот так и не простил ему, что не была опубликована положительная статья на «Зеркало». После просмотра фильма «Москва слезам не верит» Сурков сразу понял, что это хит, пока его коллеги морщились. Нюх у него был. И действительно, в кинотеатры выстроились длинные очереди. После фильма началась бурная дискуссия, пришли люди, хорошо знавшие героя. Кто-то говорил, что это был невероятно властный человек, который вел игры не с властью, а с подчиненными, а в фильме ничего этого нет. Беата Бубенец представила свой незавершенный фильм «Выбор» о событиях августа и сентября 2016-го, когда до выборов в Госдуму оставался месяц. Ее героями стали независимые депутаты: паралимпиец, передвигающийся в коляске, дальнобойщик, одинокая женщина с ребенком. Они встречаются с избирателями, иногда это три калеки и странная бабушка с целлофаном на голове. Казалось бы, что тут интересного, а зрелище увлекательное, потому что, опять-таки, это живая материя жизни.