Войти в почту

Экстрим без опасности. Спасатель о том, как правильно подниматься в горы

Нынешний год богат на катаклизмы. Зима ещё не началась, а Северный Кавказ уже и снегом заваливало, и ветром сдувало – деревья падали, крыши слетали, провода и трубы рвались. Горнолыжный сезон уже стартовал в регионе, поэтому скоро в горы устремятся туристы. О чём нужно помнить, попав под удар стихии, а также как успешно совершить восхождение в горы, рассказывает обладатель гранта Северо-Кавказского молодёжного форума «Машук», сотрудник ГУ МЧС Кабардино-Балкарии Кантемир Беров. Гиды-самозванцы Елена Панкова, «АиФ-СК»: В последнее время в новостях часто пишут об иностранцах, попадающих в разные передряги при покорении Эльбруса... Кантемир Беров: У нас всё больше туристов из самых разных стран мира. Почти все они приезжают, чтобы покорить самую высокую вершину Европы – Эльбрус. С начала этого года горнолыжные курорты КБР посетили более 300 тысяч человек. По зарегистрированным туристическим маршрутам прошли 3702 иностранца. Увы, зачастую гости из-за рубежа так же плохо подготовлены к покорению гор, как и соотечественники. В этом году трагически завершилось восхождение двух граждан Германии. Один из них погиб, его тело найти не удалось, а другой получил серьёзные травмы. Оба не зарегистрировались в спасательных службах. Покорители вершин часто забывают, что горы – место повышенной опасности. При подъёме зачастую появляется горная болезнь. – Какие случаи вам запомнились больше всего? – В прошлом году турист упал в ледовую трещину глубиной 40 метров. Нашим ребятам было очень нелегко его доставать. Другой, покоряя Эльбрус зимой, когда он покрывается ледяной коркой, потерял специальные приспособления - «кошки». А забрался он на высоту более 4700 м! К счастью, его удалось спасти. Таких случаев много, спасённые нас часто благодарят... А ведь во времена СССР в горы допускали только тех туристов и альпинистов, которые прошли специальную аттестацию. Сейчас, к сожалению, федеральное законодательство не предусматривает ограничений при выходе на туристический маршрут. – Какие проблемы считаете самыми острыми? – Одна из главных – дефицит профессиональных экскурсоводов. У современных гидов не требуют специальной аккредитации. Поэтому им может назваться любой желающий! И как в этом случае гарантировать туристу безопасность? Считаю, что должны быть специальные учебные заведения для подготовки профессиональных экскурсоводов. Стихия – не шутка! – На Северо-Кавказском молодёжном форуме «Машук» вы получили грант за проект «Кавказ без опасности». Его цель – обучить подростков и молодёжь правильному поведению в экстремальных ситуациях. Но в школах есть урок ОБЖ... – Да, детям преподают «Основы безопасности жизнедеятельности», но зачастую делают это поверхностно. И не будем забывать, что многие люди в экстремальных ситуациях теряются, потому что не имеют необходимой психологической подготовки. На уроках ОБЖ с ребятами не работают психологи. А многие ли смогут, например, вытащить человека из покорёженной в ДТП машины? Между тем проект, разработанный группой молодых экспертов из НКО «Кабардино-Балкария – мир и мы», который я представил на «Машуке», предусматривает обучение молодёжи этим и многим другим навыкам, причём во всём СКФО. – Как это выглядит на практике? – После получения гранта мы обучили приёмам первой доврачебной помощи многих добровольцев, в том числе блогеров и журналистов. В январе 2016-го благодаря гранту в Нальчике открыли кадетский класс «Юный спасатель». В этом классе подростков учат работать со спасательной техникой в условиях, приближенных к реальным. Погодные аномалии – Как вести себя водителям и пешеходам при сильном снегопаде, гололёде и штормовом ветре? – Особое внимание обращайте на провода ЛЭП, контактные сети электротранспорта, ветки деревьев. Передвигайтесь осторожно, наступайте на всю подошву. Пожилым людям нужно использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заострёнными шипами. При падении постарайтесь присесть. Неопытным водителям лучше в непогоду воздерживаться от поездок. При движении соблюдайте скоростной режим, управляйте транспортом осторожно, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и природные условия, в частности видимость в направлении движения. Не развивайте высокую скорость. – Последние несколько лет на Северном Кавказе немало погодных аномалий, которые метеорологи объясняют глобальным потеплением. Труднее ли стало работать? – Нет, никаких дополнительных трудностей не появилось. Правда, весной и летом в нашей республике из-за сильных осадков кое-где выходили из берегов реки, но мы к таким ЧС готовы. Советы для тех, кто собрался в горы Проинформируйте МЧС России о своих маршрутах. Предоставьте спасателям телефоны и адреса членов тургрупп. Уточните порядок выхода на связь со спасателями во время нахождения на маршруте. Получите информацию об опасностях на маршруте, ближайших точках возможной экстренной связи, а также метеорологические прогнозы. После возвращения сообщите в МЧС о завершении восхождения. Передвигайтесь только группой, строго соблюдая дисциплину. Определяйте темп движения по слабейшему туристу в группе. Не совершайте переходы при плохой видимости или в тёмное время суток. Преодолевайте опасные участки, реки с быстрым течением, трещины и т.д., только обеспечив надежную страховку. Лавиноопасные участки преодолевайте лишь при крайней необходимости, поодиночке, с выставлением наблюдателей, строго соблюдая правила безопасности и страховки. Если сильно устали, значительно снизилась температура, поднялся ветер, пошёл сильный снег, прекратите движение, подыщите надёжное укрытие. Обязательно пользуйтесь очками-светофильтрами, если в горах много снега.

Экстрим без опасности. Спасатель о том, как правильно подниматься в горы
© АиФ Ставрополье