Неуязвимая Бланш
В Театре под руководством Армена Джигарханяна поставили американскую классику — «Трамвай «Желание»» Теннесси Уильямса. Пьесу, не оставляющую равнодушными тех, кто хоть однажды к ней прикоснулся. Режиссер Сергей Виноградов не экспериментировал с материалом, но по-своему выстроил образ главной героини Бланш Дюбуа. На окраину Нового Орлеана трамвай с символическим названием «Желание» привозит девушку в белом костюме, в руках у нее старый чемодан. Здесь у Бланш живет сестра Стелла с мужем Стэнли. Их дом — единственное место, где она может остановиться после утраты родового гнезда. Бланш ждет поддержки, но получает совсем не то… В многочисленных инсценировках и экранизациях «Трамвая «Желания»» постановщики видели Бланш утонченной особой, растратившей жизнь на яркие вспышки, мужчин и наряды. В итоге, ничего, кроме чемодана с былой роскошью в виде платьев и шляпок да писем, в ее жизни не осталось. Так в картине Элио Казана играла Бланш Вивьен Ли, получившая за эту роль «Оскар». Так ее играла Светлана Немоляева, с которой Армен Джигарханян — Стэнли Ковальски — долгие годы выходил на сцену в спектакле Театра имени Маяковского. Героиня Оксаны Голубевой отличается от хрестоматийного образа. Она - сильная, дерзкая, наглая, умеющая за себя постоять. Она не просит у младшей сестры угла, а уверена, что ей положено лучшее место в маленькой квартирке. В ней нет покорности и потерянности. Ее не преследует горечь утраты родителей. Быть сильной на людях при любых обстоятельствах — ее жизненная позиция. Оксана Голубева воплощает замысел режиссера, практически не меняя текст. И получается, что Уильямс предвидел такую Бланш — железную леди с неким внутренним надломом. Под стать этой Бланш и ее соперник – Стэнли (Анатолий Кот). Он примитивен, груб, жесток. Требует, конфликтует, провоцирует. Его бесят фантазии Бланш и ее воспоминания о красивой жизни. Стэнли – реалист, живущий по «кодексу Наполеона»: все что принадлежит жене, то принадлежит и мужу. А у жены некогда был большой красивый дом с усадьбой. Последней, кто оставался в нем, была Бланш. И вот дом продан, а его бывшая хозяйка претендует на их со Стеллой лачугу. Ату ее! И пусть жена не мешает расправе. Стелла в исполнении Марии Козловой — и заступница, и адвокат, и миротворец. Она разрывается между двумя родными людьми и уже не мечтает зажить счастливой жизнью — той, что жила в далеком детстве. Партнерский ансамбль выбран очень точно. Такой материал — подарок для артиста. Но если в него погружаться с самоотдачей, которая была присуща Светлане Немоляевой и Армену Джигарханяну, стоит серьезно задуматься о своем здоровье. В новой постановке актеры тоже себя не жалеют — материал, что называется, тянет жилы. Вместе с тем, есть в новом спектакле и некая отстраненность актерского взгляда. "До каких границ можно быть стервой?" — спрашивает себя героиня Голубевой. "Так ли я в самом деле жесток?" — задается вопросом герой Кота. "А не хватит ли с меня терпения?" — резонно интересуется перосонаж Козловой. Решить, где здесь притворство, а где правда, предстоит зрителю. Выбор, прямо скажем, нелегкий. В пьесе, как и в жизни, все перемешано...