Войти в почту

Освоить новую профессию москвичам помогает журналист "Вечерки" Анатолий Сидоров. На этот раз он решил обучиться мастерству плиточника-облицовщика.Постигать азы мастерства по работе с облицовочной плиткой я отправился в ГБПОУ ОКГ «Столица». Это государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования, бывший Московский колледж градостроительства и сервиса № 38. В нем все для молодых москвичей бесплатно: производственная и учебная базы, обучение, рабочая форма и материалы. Даже питание, как говорится, задарма и от пуза. Так я и выставился перед Ниной Севостьяновой, мастером производственного обучения с 40-летним стажем: готовый ко всяким трудовым подвигам, начиная от замешивания раствора до равномерного распределения бесплатного картофельного пюре по тарелке. Три года воли не видать Для начала Нина Ивановна решила проверить меня на предмет… патриотизма: предложила выложить плиткой на учебной стене ванной комнаты российский флаг — триколор. Два часа пыхтения над простеньким заданием дали мне основание думать, что я не то что на хлеб с маслом, но и на гамбургер с ливерной колбасой себе не заработаю. Севостьянова утешила: бывали у нее ученики еще более криворукие, чем репортер «Вечерки». Но исправлялись. Все-таки три года обучения в колледже (включая среднее образование) дают человеку крепкую основу для вступления во взрослую жизнь. То есть поступаешь в «Столицу» откровенным оболтусом с девятиклассным образованием, айфоном в руках и смайликом на лице, а выходишь с дипломом о среднем специальном образовании и вторым (реже третьим) рабочим разрядом, надежным подмастерьем, стало быть. Тысячу рублей за квадратный метр тебе, конечно, никто платить сразу не согласится — для этого надо иметь еще и опыт работы, и клиентуру, и славу опытного, честного и порядочного мастера. Но на стройке, в бригаде отделочников голодным точно не останешься. Да и дома родителям будет в радость увидеть ванную комнату или кухню, отделанную сыновьими или дочерними руками. Однако ежедневно, в течение трех лет упражняться в наклеивании плитки на стену — не слишком ли долго будет? С таким вопросом я и обратился к мастеру производственного обучения. Хорошо, что наказал лишь самого себя. А если бы такое случилось на работе у добрых людей?! Мой горький опыт мастер Севостьянова прокомментировала так: — В начале работы надо знать, что ты хочешь сделать. Даже подготовка стены требует осмысления. Ее надо вначале разделить на четыре части, суметь правильным способом заштукатурить левый верхний угол, правый верхний угол, нижний левый угол и правый нижний угол. Для этого вы обязаны владеть четырьмя (!) разными способами штукатурки. По-разному нужно держать и мастерок, и те приспособления, которые применяют при выравнивании поверхностей. Надо знать, как правильно штукатурить дверные и оконные откосы, колонны, пилястры, ниши. Сейчас появилось множество современных отделочных материалов, требующих владения навыком тонкослойной штукатурки. Да, плитку класть — не картофельное пюре по тарелке размазывать. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Александр Поляев, отделочник с 40-летним стажем: — К хорошему мастеру всегда стоит очередь из клиентов. Мне часто звонят прежние заказчики и благодарят за работу. И это самая дорогая награда. Далеко не каждый человек, пришедший в нашу профессию, становится профессионалом. Со мной работали парни разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, узбеки, таджики. Были среди них и «рукастые», и «головастые». Но настоящим мастером стал только Иргаш, паренек из Узбекистана. Он освоил не только приемы работы, но и главное для мастера — совестливый подход к делу, когда специалист, приступая к работе, больше всего думает о качестве, а не о заработке. Если заказчик требует невыполнимое (а такое иногда случается), то ни я не соглашусь делать, ни Иргаш. «Кирпич на кирпич — гони, бабка, магарыч», — это не про Иргаша. Мы уже давно не работаем вместе. Но со всех концов Москвы и Подмосковья приходят добрые вести о моем ученике. Меня они радуют даже больше, чем похвалы в собственный адрес. Ведь добрый ученик — слава его учителя. Сергей Осташко, старший мастер производственного обучения: — В наше учебное заведение приходят москвичи после окончания девятого класса. Они четко знают, что их профессия всегда и везде будет востребована. Примерно пять-семь из 100 наших выпускников после окончания колледжа поступают в вузы. Но это уже другие студенты, не со школьной романтикой в голове, а со знанием определенной профессии, которая может прокормить. Да, наши выпускники в первые годы после обучения зарабатывают не больше 35–40 тысяч рублей в месяц Но перспектива высокого заработка у них большая. Квалифицированный мастер отделочных работ имеет в два-три раза больший доход. Важно и то, что студенты наши всегда при деле, а не на улице в подворотнях: они вместе с опытными мастерами выполняют производственные заказы на современном оборудовании (к примеру, делают мебель), осваивают ремесло, учатся, занимаются спортом. У них нет времени для праздности. НА ВСЕ РУКИ Анатолий Сидоров уже прочувствовал тяжесть кузнечного молота («Сидоров, кузнец», подробнее...), освоил азы мастерства столяра («Сидоров, столяр»), поработал печником («Сидоров, печник»), ювелиром («Сидоров, ювелир», подробнее...), витражистом (подробнее...), монтажником. ЦЕНА ВОПРОСА От 70 до 100 тысяч рублей в месяц — заработок мастера-плиточника. С НЕЗАПАМЯТНЫХ ВРЕМЕН Керамическая плитка была известна в Москве еще в раннем Средневековье — в X–XII веках. В XV веке керамические фасадные плиты были применены во фризах Ризположенской церкви Московского Кремля и Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры. Позднее, начиная с XVI века, керамику стали применять при изготовлении черепицы разных форм, которая до XVII века делалась черно-лощеной, а позднее — покрытой разноцветной глазурью. Для мощения полов использовались терракотовые, красные и лощеные черные плитки, уложенные в шахматном порядке. Известным гончаром Москвы в XVII веке был белорусский мастер Степан Иванов по прозвищу Полубес. Он изготавливал керамические поливные изразцы с многоцветным узором для храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Изразцовый фриз, так называемое павлинье око, — наиболее известная особенность великолепного убранства храма, выполненного Степаном Ивановым и Игнатом Максимовым и другими белорусскими мастерами. На украшение храма пошло 9 тысяч изразцов. Краски их до сегодняшнего дня сохранили свою первоначальную яркость. Из мастеров, которые в конце XVII века клали печи в Москве и изготавливали для их украшения изразцы, известен был также Ивашка Семенов, сын Денежка. О выполненных им заказах сохранилось много сведений. Выписка из документа, хранящегося в Российском Центральном государственном архиве древних актов, гласит, что в 1683 году Денежка «уговорился сделать в хоромах государынь царевен в 3 комнатах да в крестовой (молельной) 4 печи ценинных круглых, да в мыленке печь ценинную ж, да под теми хоромами в подклетах и в теплых сенях 4 печи зеленые... Ивашку дать за ценинный образец по шти денги, а за зеленые по четыре денги». Денга — монетка, равная 0,5 копейки. Следовательно, «шти денги», которые заплатили Денежке за ценинный изразец, есть 6 денег, или 3 копейки, а за муравленый — 4 денги, то есть 2 копейки. За копейку в XVII веке можно было купить воз огурцов или курицу. РЕКОРД 300 специалистов — плиточников, маляров, штукатуров подготовила мастер производственного обучения Нина Севостьянова.

Сидоров, плиточник
© Вечерняя Москва