В Калькутте встречали «Белые ночи» Достоевского и провожали Людмилу Ивановну Калугину
В индийской Калькутте завершился 22-й Международный кинофестиваль. Что мы знаем о кинофестивале в индийском городе, который теперь следует именовать не Калькуттой, а Колкатой? Правильный ответ – ничего. А между тем, фестиваль этот огромен и масштабен. Фильмы из 65 стран показываются в 13 кинотеатрах 15-миллионного мегаполиса, и порой кажется, что всё население Колкаты сидит в больших залах и смотрит кино. И если говорить о том, что же отличает этот киносмотр от сотен других, то, безусловно, – абсолютная вовлеченность зрителей в фестивальную жизнь. «Кино для всех, все для кино» - так звучит девиз фестиваля, который ежеминутно воплощается в действительность. Гигантские очереди, битком набитые залы, бурная реакция ,горячие обсуждения…Разумеется, есть и издержки. Вы можете войти в зал и через пять минут после начала фильма, и через двадцать, и даже ближе к финалу. Люди, по ногам который вы станете пробиваться на случайно обнаруженное свободное место, будут на вас кричать и ругаться в полный голос, что, конечно, не способствует остроте восприятия экранного зрелища. Однако, это именно издержки, и в ситуации перенаселенного города они вызывают досаду, но и понимание. 22-й по счету кинофестиваль прошел под покровительством правительства Западной Бенгалии, что очень помогло гостям и участникам, оказавшимся в Индии в момент денежной реформы. Все операции с иностранной валютой были прекращены, и гости фестиваля ежечасно возносили хвалу бенгальским властям и фестивальной дирекции во главе с обаятельным Ядабом Модалом, не позволившим им умереть с голоду. Масштабность Колкатского фестиваля проявилась в нескольких конкурсах, специальных программах, бесчисленных дискуссиях и обсуждениях. Основной конкурс состоял из фильмов, сделанных женщинами-режиссерами. Победила лента из Ирана. Фильм Нахид Хассанзаде «Другое время» в спокойной, едва ли не документальной манере повествует о работнике, арестованном за участие в демонстрации. Без суда его отправляют на год в тюрьму, по выходе из которой Гадир обнаруживает, что его дочь родила ребенка вне брака. Кульминация и развязка этой истории чисто иранские, но завязка с невыплатой зарплат, протестами, репрессиями будто взята из российских газет. Так что, в победе «Другого времени» проявилась удивительная особенность нынешнего фестиваля. Формально, Россия участвовала в киносмотре лишь неизменной «Зоологией», однако, пристальное знакомство с программами и ежедневной фестивальной жизнью позволяло разглядеть, порой, странные, забавные, но ощутимые приметы нашей любимой Родины. Лента Ивана Твердовского-младшего уже полгода с невероятным успехом представляет наше кино по всему миру. Калькутцы включили «Зоологию» во второй фестивальный конкурс «Новые кинообразы». Награды не случилось, но призов у фильма уже такое количество, что в данном случае важна не победа, а участие. Вот и в Западной Бенгалии узнали нежную, трогательную и грустную драму Наташи-хвостоноски. В программе «Литература и кино», посвященной экранизациям Шекспира, значился «Гамлет». Но, если в каталоге указывалось, что это «Гамлет», сделанный в 1948 году Лоренсом Оливье, то в программе перед входом в зал можно было прочесть: «Гамлет», реж.Григорий Козинцев. СССР.1964». Был в Калькутте и Достоевский. В конкурсе «Новые кинообразы» принимали участие «Белые ночи» - уже не первая экранизация в Индии. Скромную и малобюджетную ленту Рази Мухаммеда, конечно же, нельзя сравнивать с самой знаменитой киноверсией, осуществленной в 1957 году Висконти. Наверное, она проиграет и отечественным «Белым ночам», появившимся в один год с итальянскими. Впрочем, тут можно и поспорить. Дело заключается в том, что, перенесенная в живописные гористые местности Индостана, история, придуманная Федором Михайловичем, ничуть не потеряла своего щемящего очарования. Пейзаж и костюмы по-новому обрамили действие, но суть осталась прежней. Дебютант Рази Мухаммед идет по стопам великого Куросавы, создавшего в 1952 году лучшего кинематографического «Идиота», в котором персонажи в кимоно и гэта заставляют нас так же волноваться и трепетать, как при чтении гениального первоисточника. Разумеется, нынешние «Белые ночи» - лишь первый шаг на этом пути, но ведь каждая дорога начинается с первого шага. Эстонская актриса Тиина Мольберг замечательно сыграла главную роль в фильме Кадри Куоссар «Мать». Жаль, что на фестивале не было актерского приза – он бы достался ей, вне всякого сомнения. Только получить его она всё равно не смогла бы. Тиина покинула фестиваль на два дня раньше срока. Театральной актрисе надо было играть спектакль. «А знаете, какой?» - спросила она на очаровательном русском языке и радостно пояснила, - по пьесе Брагинского и Рязанова «Сослуживцы», ставшей всенародно любимым фильмом «Служебный роман». Тиина вылетела из Калькутты в Дели, чтобы лететь ночным рейсом в Мюнхен, а потом уже в Таллинн. И все это ради того, чтобы прибыть на родину в 11 часов утра, а вечером выйти на сцену в образе несравненной мымры Людмилы Прокофьевны Калугиной. «О, сюжет!» - как воскликнул бы незабвенный полотер Владимира Басова из комедии «Я шагаю по Москве».