Школьники конструируют беспилотники
Столичный девятиклассник Дмитрий Хозин стал одним из победителей IV Всероссийского форума «Будущие интеллектуальные лидеры России».Был такой грустный анекдот в 1990-е: пока на уроках труда наши школьники мастерят табуретки, их китайские сверстники ловко собирают компьютеры...Прошло это время безвременья. Из потребителя чужих идей и вещей мы вновь становимся народом, строящим космические корабли, а наши дети с легкостью конструируют беспилотные летательные аппараты (БЛА). Только что в Ярославле завершился проходивший под патронажем госкорпорации «Ростех» IV Всероссийский форум «Будущие интеллектуальные лидеры России». Он собрал под своей эгидой около 500 школьников из всех 85 регионов России – победителей олимпиад, конкурсов научно-технического творчества и естественных наук, обладателей патентов и авторов изобретений. На форум были приглашены также более 200 педагогов, ректоры ведущих вузов и представители крупных отечественных компаний. Участники форума собрались уже в четвертый раз, чтобы обсудить актуальные вызовы, стоящие перед российскими индустриями, и помочь юным талантам определиться в выборе будущей профессии. За успешное решение инженерных задач в области беспилотной авиации награды от Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК) - сертификаты, дипломы, ноутбуки, часы с корпоративной символикой - получили трое победителей форума «Будущие интеллектуальные лидеры России». Среди них и занявший второе место ученик 9-го класса московской школы № 1329 Дмитрий Хозин. Как сообщает пресс-служба госкорпорации «Ростех», в течение четырех дней ребята решали кейс «Гибридная силовая установка для беспилотного летательного аппарата», определяя оптимальный тип двигателя для российского беспилотника малого класса. Помогали им в этом специалисты Конструкторского бюро «Луч» – ведущего российского разработчика комплексов с беспилотными летательными аппаратами. «Перед ребятами стояла задача определить, какой тип двигателя является оптимальным для беспилотника малого класса, имеющего определенные массу и габариты, способного подниматься на высоту 3 000 метров и непрерывно находиться в воздухе не менее пяти часов: двигатель внутреннего сгорания, электрический или гибридный, - комментирует генеральный директор КБ «Луч» Михаил Шебакпольский. - Задача для школьника, прямо скажем, непростая, требующая инженерного склада ума, глубокого понимания различных законов физики, умения производить сложные математические расчеты. Однако дети великолепно справились с этим кейсом». С помощью тщательно произведенных расчетов школьники убедительно доказали преимущества для этого конкретного беспилотника двигателя внутреннего сгорания. Однако все победители научно-технического конкурса считают, что в будущем идеальным решением может стать гибридная силовая установка, имеющая сниженный вес, сочетающая возможности электродвигателя и традиционного ДВС. Как пояснил заместитель руководителя департамента инновационного развития ОПК Павел Анисимов, основные задачи, которые решают сегодня разработчики БЛА, – снижение веса летательных аппаратов, повышение их мощности, грузоподъемности, дальности и продолжительности полета. Это напрямую зависит от того, какие силовые установки, на каких источниках энергии и с каким КПД используются. «Главная ценность расчетов, проведенных школьниками в рамках форума, в том, что мы вовлекаем в свою орбиту увлеченных детей, юных инженеров, которые завтра будут определять будущее отрасли, - сказал Павел Анисимов. - Напомню, что в советское время авиация во многом развивалась благодаря массовому увлечению детей авиамоделированием. Сейчас аналогичная ситуация складывается в сфере робототехники в целом и конструированию беспилотников в частности». *** Стратегическая задача Официальным партнером IV Всероссийского форума «Будущие интеллектуальные лидеры России» выступил «Ростех». Госкорпорация предоставила для технического творчества школьников лабораторию, для ребят были разработаны кейсы специалистами ростеховских холдингов «Вертолеты России», «Технодинамика», ОПК, «Станкопром». «Российская промышленность ощущает острую нехватку высококвалифицированных профессионалов, - рассказал директор по особым поручениям «Ростеха» Василий Бровко. - Мы столкнулись с резким оттоком кадров в 1990-е годы и снижением популярности инженерных профессий в 2000-е. Будущее российской промышленности сегодня в первую очередь зависит от подготовки и развития кадров. У «Ростеха» есть целый ряд профильных кафедр в вузах и профессиональных учебных заведениях страны. Помимо этого, мы поддерживаем различные мероприятия по профориентации учащихся средней и старшей школы. Сегодня это - стратегическая задача». Словарь «ВМ» Метод кейсов - техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале.