Войти в почту

Верните снежную зиму. "Шинель" Гоголя в постановке Иосифа Райхельгауза

В Московском театре «Школа современной пьесы» премьера спектакля «Шинель. Пальто» в постановке художественного руководителя театра Иосифа Райхельгауза. В этой необычной версии гоголевской повести - с оперой, балетом, танцами на льду - должен был играть выдающийся артист Альберт Филозов. Ему посвящается спектакль и в нем нет живого Башмачкина.В фантасмагории, музыку к которой написал Максим Дунаевский, а текст - Вадим Жук, две России: снежная дореволюционная и современная утепленная. Это как два разных полюса - Северный и Южный, и вряд ли люди с одного конца света поймут тех, что с другого. Во-первых, изменился лексикон, и многие слова, понятия устарели. И для нашего современника, особенно молодого, слова «жалованье», «портной», «будочник», «титулярный советник» и даже «шинель» - нечто из кроссворда. Да и вся драма Акакия Акакиевича кажется надуманной: зачем такие жертвы ради шинели-пальто, если можно приобрести что-то экономичнее – ту же куртку? Вот и пришлось со сцены объяснять, что в дореволюционном, столичном Петербурге были очень суровые зимы, и что даже бедный человек, принятый на службу, обязан был иметь респектабельный вид. То есть зимнюю шинель, сшитую из настоящего сукна. На сцену выносят лозунг: «Верните снежную зиму», а в финале первый ряд партера опоясывается дорогим черным сукном. Если в XХI веке столичный житель научился приспосабливаться к условиям действительности и выходить из любой ситуации с наименьшими потерями, то избежать несправедливости мира – мало кому удается. Лед и люди, скользящие на коньках и пытающиеся выполнить фигуры... Все зыбко, и каким бы ты ни был виртуозом и аккуратистом (Башмачкин старательно переписывал бумаги), уверенности нет. Райхельгауз вводит в спектакль мотивы гоголевского «Вия» (летающий гроб), «Носа» (убежавший нос чиновника-карьериста) и «Невского проспекта» (улицы Петербурга и странные типажи). Вот и будочник (полицейский), зажигающий фонарь - в спектакле «Шинель. Пальто», - из «Невского проспекта». Главный герой «Петербургских повестей» Гоголя – «маленький человек» - вызывает и жалость, и страх. Помните, в кого превратился Акакий Акакиевич после смерти? С похорон Башмачкина, которого не успел сыграть Альберт Филозов, начинается спектакль. В нем два уровня – земной, со льдом, напоминающим о блестящем Петербурге, и небесный, куда ведет лестница... Оркестр играет музыку не в оркестровой яме, а под потолком. В старинной люстре особняка на Малой Тишинской, где размещается театр «Школа Современной пьесы» - зеркально отражаются гоголевские и псевдо-гоголевские персонажи. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Режиссер спектакля «Шинель. Пальто» Иосиф Райхельгауз: - Есть история Акакия Акакиевича, которого обижали-обижали, а потом, оказавшись на небе и спустившись, он начинает обижать, срывая шинели, воротники. Мы рассказываем ее стихами, куплетами, диалогами, средствами оперы, балета, танцами - всеми художественными средствами. Смысл - тяжелый, а спектакль смотрится легко. Все артисты, за исключением выпускника ЩУКи - Владимира Качана - мои ученики.

Верните снежную зиму. "Шинель" Гоголя в постановке Иосифа Райхельгауза
© Вечерняя Москва