Войти в почту

Герой своего времени

«Феномен Косыгина» — одна из крупнейших историко-культурных выставок последних лет. Сотни экспонатов, в числе которых фотографии, шедевры советской живописи, предметы, документы 1900-х -1970-х годов, не просто рассказывают биографию политического деятеля, но создают многоплановый портрет эпохи. Судьбу Алексея Николаевича Косыгина типичной не назовешь. Скорее, он относится к числу тех немногих, о которых говорят «рожден под счастливой звездой». Добравшись до вершин государственной иерархии еще при Сталине, Косыгин сумел сохранить власть почти до конца брежневской эпохи. Его миновали репрессии (равно как и участие в них), громкие предательства друзей, удары по репутации и семейные трагедии — с женой он счастливо жил с юности. Но в каждом повороте его жизни отразилась история страны. В 15 лет Косыгин пошел добровольцем в Красную армию. Этот момент иллюстрирует фотография 1919 года. Совсем еще ребенок, в поношенной фуражке и мешковатой гимнастерке, будущий Председатель совета министров СССР смотрит в камеру полным решимости взглядом. Демобилизовавшись и отучившись на курсах в Петрограде, 20-летний юноша переехал в Сибирь, где занялся созданием кооперативов. На групповых фотографиях — молодые советские предприниматели и местные жители: суровая природа, суровое время, суровые люди. Но уже на более личном снимке, где Косыгин запечатлен с молодой женой и друзьями во время похода по берегам Лены, мы видим улыбающиеся лица и непринужденные позы. Сплавы по рекам, походы по горным перевалам Косыгин любил до конца жизни — как и многие советские интеллигенты, предпочитавшие романтику дикого туризма благоустроенному отдыху. Когда НЭП был свернут, Косыгин вернулся в Ленинград и поступил в Ленинградский текстильный институт. На выставке представлена собственноручная автобиография Косыгина, написанная им в 1930 году. «В мае 1924 года был командирован в Сибирь в Сибкрайсоюз. В системе Сибкрайсоюза проработал больше шести лет на ответственной работе» — четким убористым почерком пишет бывший кооператор, предусмотрительно умалчивая о деталях. Немногословность и замалчивание фактов биографии — по тем временам не приспособленчество, а условие выживания. После окончания института всего за три года Косыгин проходит путь от простого мастера до председателя Ленинградского совета. И это еще один характерный сюжет эпохи: карьеры делались стремительно. К моменту назначения Косыгина главой города на Неве относится первый документ с автографом Сталина. Вождь любил писать красными и синими карандашами. Множество документов, представленных в экспозиции, притягивают взор судьбоносным цветным росчерком. Во время Великой отечественной войны Косыгин занимается эвакуацией предприятий и спасает людей в блокадном Ленинграде, организовав «дорогу жизни». Докладные записки, фотографии, схемы, протоколы создают картину кропотливой ежедневной работы. Возрождение страны после войны иллюстрировано не только архивными документами, но и гуашным рисунком Александра Дейнеки «Восстановление Ростсельмаша». Живописная часть выставки — не самая крупная, всего около десятка произведений соцреализма, однако в их числе есть и шедевры — два полотна Юрия Пименова из Третьяковской галереи («Кусок стекла» и «Окно»), а также «Нефтяник» Таира Салахова из Музея Востока. Разумеется, не обошлось и без множества изображений самого Косыгина, 16 лет проработавшего Председателем Совета министров. И это не только картины, но и мозаика, ковер, блюда… Брежневские годы карьеры Косыгина отражены через предметы одежды, калькуляторы, первые компьютеры на перфокартах, зарубежные подарки (например, головной убор индейца). Демонстрируемые на экранах фрагменты выступлений и телерепортажи о поездках дополняют пестрый образ — не столько конкретной личности, сколько большой эпохи. Открывая выставку, заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец назвала ее знаковой. — Мы сейчас очень часто обращаемся к советскому периоду и стараемся по-иному осмыслить жизнь людей и то время в целом, — сказала вице-премьер. — Поэтому мне кажется, что выставка будет интересна для разных поколений и разных социальных групп — от профессионалов-экономистов до людей, просто интересующихся тем периодом. Экспозиция открыта до 28 февраля 2017 года.