Ещё

Еврейская молодежь имеет право на защиту — 

именно такую надпись на стене гаража по Ярославскому направлению железной дороги увидел корреспондент «ВМ» больше года назад. Все это время редакция «ВМ» следила за изменением уровня ксенофобии в обществе. Под конец года мы обсудили ситуацию с экспертами. В начале ноября в столице прошла конференция, посвященная противодействию антисемитизму «Защитим будущее», а уже 9 ноября весь мир в очередной раз отметил День борьбы с фашизмом, расизмом и антисемитизмом. Тогда же аналитическая организация «Левада-центр» опубликовала социологическое исследование, подтверждающее: терпимость к представителям еврейского народа в российском обществе значительно выросла по сравнению с 1997 годом, когда подобный опрос населения проводился последний раз.
Эксперты отмечают: отношение к евреям улучшилось, но проблема бытовой ксенофобии осталась.
— Положительную динамику я сам наблюдаю уже не первый год, — говорит продюсер, бизнесмен и глава «Еврейской общины на Чистых прудах» Игорь Сандлер. — В конце концов, мы уже лет 15 на Манежной площади отмечаем Хануку. Строятся новые синагоги. Сегодня можно увидеть идущего по Москве еврея с пейсами и в шляпе, а ведь лет 25 назад об этом не могло быть и речи.
Вспышки антисемитизма хорошо известны в истории, как известны и многовековые отношения евреев с Россией. До становления Советского Союза на территории нашей страны проживало самое большое количество иудеев в мире. В царской России евреи составляли три процента населения, были первым народом-иноверцем и привлекали к себе пристальное внимание правящих кругов.
— Если обратиться к истории, то особую силу антисемитизм набрал в правление Александра I, — рассказывает заведующий кафедрой этнологии исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Дмитрий Функ. — С 1818 года принимаются законы, ущемляющие права евреев. К при меру, им запрещалось жить в сельской местности, а иностранным иудеям не дозволялось проживать на территории Российской империи. Также множество запретов касалось традиционной одежды. Некоторые послабления в законодательстве начались уже при Александре II, но сразу после его трагической гибели в 1881 году в России появилось целое антисемитское движение. Тогда произошли знаменитые еврейские погромы.
Во времена СССР официальная риторика была совсем иной. Идея интернационализма ставила знак равенства между всеми нациями. Но государственная позиция, к сожалению, не отражала реальности. Антисемитизм стал неявным, бытовым, но очень хорошо ощутимым в обществе.
— Если вспомнить детство, которое для меня осталось в 60-х, — продолжает Игорь Сандлер, — часто приходилось слышать оскорбления в свой адрес. Я за это бил морду. Сразу же. И никогда не уважал тех Рабиновичей, кто менял фамилию на Иванов, Петров или Сидоров. Даже не здоровался с ними. Я всегда гордился своей нацией, своим происхождением. Это просто черта нормального человека, и неважно, кто он — еврей, русский или француз.
Социологи «Левада-центра» отмечают: антисемитизм сегодня просто «забился в угол», ушел с повестки дня. Все те элементы ксенофобии, что когда-то применялись к евреям, теперь направлены против других этнических групп.
— Внимание переключилось на тех, кого принято называть приезжими, — поясняет руководитель отдела социально-культурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон. — Как правило, это иностранные рабочие или россияне, но при этом выходцы из, к примеру, кавказского региона. Отношение к ним очень похоже на былое отношение к евреям.
Согласно данным «Левада-центра» за почти 20 лет, в России только 8 процентов населения представляют устойчивое ядро антисемитов и ксенофобов. Но в то же время увеличивается количество людей, не желающих видеть евреев на руководящих постах и верящих в сионистский заговор.
— В первую очередь здесь стоит говорить не об антисемитизме как таковом, а о настороженном отношении к представителям нетитульной нации, — рассуждает главный военный раввин России, зампред Общественно-наблюдательной комиссии города Москвы Аарон Гуревич. — С 1953 года на руководящих постах страны находились только люди русской национальности. К тому же отношение к власти в России — это вообще болевая точка для общества.
Мнение раввина Гуревича подхватывает Алексей Левинсон.
— Люди не хотят видеть у власти человека с какой-либо национальностью в принципе, — говорит социолог. — Вспомните Сталина. Никто не обсуждал, грузин он или осетин. Для советского народа он был вождем, лишенным нацпринадлежности. Человек без отличительных национальных признаков во главе страны — вот идеальный вариант руководителя.
В то же время, по словам эксперта, сегодня в России ясно прослеживается тенденция на создание так называемой гражданской нации, в которой этнокультурные границы сглажены, если не стерты совсем.
— Сегодня многие евреи становятся неотличимы от русских, — поясняет Левинсон. — Их не выдают ни фамилия, ни внешность, ни принадлежность к определенной религии. Линия создания гражданской нации, где не будет места ярким этнокультурным признакам, поддерживается государством. Но с другой стороны — есть и те, кто подчеркивает свою национальную идентичность, так сказать, возвращается к корням. Два этих процесса — стирание этнокультурных признаков и их подчеркивание — сегодня идут параллельно.
Эксперты отмечают, что в росте терпимости к еврейскому народу в обществе главная скрипка принадлежит госпропаганде.
— Каждый год президент России встречается с главным раввином, — говорит раввин и главный редактор журнала «Лэхаим» Борух Горин. — И вот уже много лет граждане нашей страны представляют, как выглядят евреи. Мы становимся понятнее для окружающих. Так что теперь, гуляя по столице в традиционной одежде, я не встречаю даже удивления и сам со смешанными чувствами вспоминаю время, когда я и мои единоверцы воспринимались окружающими как марсиане.
Самое главное, подчеркивают эксперты, — понять: уровень ксенофобии в обществе говорит о его здоровье. Неприятие иного — несомненное зло, но при этом зло неизбежное. Весь вопрос заключается в его дозе. Если ксенофобия практически не проявлена в обществе, то оно находится в норме. В противном случае речь идет о кризисе.
ПОДВОДИМ ИТОГИ
Сегодня евреи комфортно проживают в столице. Их права и интересы не подвергаются ущемлению. Процент антисемитов и открытых ксенофобов в российском обществе рекордно мал. В то же время в современном российском обществе имеет место общемировой тренд — происходит процесс формирования гражданской нации без ярко выраженных этнокультурных признаков.
Круглый стол: «Антисемитизм сходит на нет: соцопросы подтверждают рост терпимости к евреям в обществе»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео