В Москве представили программу Зальцбургского фестиваля 2017 года. Культовое музыкальное мероприятие впервые в истории откроют российские артисты, да и в целом «представительство» России будет беспрецедентным. О фестивале и о том, благодаря чему и кому присутствие отечественной культуры на престижнейшем мероприятии расширяется с каждым годом — в материале «Ленты.ру». Программу Зальцбургского фестиваля представляли в резиденции посла Австрии высокие гости: президент фестиваля Хельга Рабл-Штрадлер, новый артистический директор Маркус Хинтерхойзер, а также Теодор Курентзис, главный дирижер базирующегося в Перми хора и оркестра MusicAeterna. Один из самых известных в мире музыкальных форумов пройдет с 21 июля по 30 августа. Даже человека, очень далекого от музыкального искусства, масштаб мероприятия поразит: в 2017 году это 41 день, 195 представлений, в том числе 40 опер и 79 концертов, 15 площадок, в числе которых не только классические сцены и концертные залы, но и, например, дом Моцарта, бывшая школа верховой езды и церковь. Ожидаемое число посетителей — более 220 тысяч. Совокупный бюджет фестиваля — почти 62 миллиона евро. Тем, кто чуть ближе к культуре, о значимости Зальцбургского фестиваля рассказывать не нужно. Это одно из известнейших культурных событий мира с богатой историей и традициями. Фестиваль был основан в один из самых мрачных периодов в жизни человечества — после Первой мировой войны, напомнила Хельга Рабл-Штрадлер. Тогда появилась идея, ставшая в итоге основной: только музыка, только искусство может примирить народы. Сегодня Зальцбургский фестиваль стремится отвечать на вызовы времени, и в следующем году основной его темой станет власть — ее проявления и влияние на человека. Уже открытие станет символичным — это будет опера Моцарта «Милосердие Тита» в постановке Петера Селлерса и в сопровождении пермского хора и оркестра MusicAeterna Теодора Курентзиса. «Мы начнем с оперы о всепрощении, — отметил Маркус Хинтерхойзер. — Сострадание, примирение — это важнейшие мысли и этой оперы, и нашего времени». Российские музыканты откроют Зальцбургский фестиваль впервые за всю его почти столетнюю —юбилей отметят в 2020 году — историю. Вообще россияне в Зальцбург приезжают давно, но это были единичные случаи. В последние же два-три года российское присутствие на этом известнейшем мероприятии значительно возросло. И в первую очередь это объясняется, конечно, значимостью русской культуры, отмечали все организаторы: Маркус Хинтенхойзер, например, признался в любви не только к русской фортепианной школе, но и к русской литературе. Кстати, еще один интересный факт: презентация программы Зальцбургского фестиваля впервые прошла в Москве только в 2008 году. Зато сейчас, в 2016-м, российская столица – четвертая в презентационном графике руководителей фестиваля, после собственно Зальцбурга, Вены и Берлина. Но российское присутствие обусловлено не только ролью страны на мировой культурной карте, есть и сугубо практический вопрос — финансирование. «У нас очень много идей, но не всегда хватает средств на их воплощение», — отметила госпожа Рабл-Штрадлер. Три года назад появилось общество «Российские друзья Зальцбургского фестиваля», созданное по инициативе учредителя Aksenov Family Foundation Дмитрия Аксенова(RDI GROUP). По его словам, к нему в свое время обратилась Хельга Рабл-Штрадлер, которая указала, что богатая русская и современная российская культура в Зальцбурге по странному стечению обстоятельств представлена крайне мало. Подобные общества друзей фестиваля действуют в разных странах, но России среди них не было. Аксенов решил, что можно организовать аналогичное объединение и тем самым способствовать интеграции отечественной культуры в мировую. С каждым годом друзей у фестиваля становится все больше. К примеру, в этом году в их число вошла газовая компания «Новатэк». Чтобы стать одним из зальцбургских друзей, нужно заплатить членский взнос, пояснил Дмитрий Аксенов «Ленте.ру». «Взамен члены этого клуба получают доступ к ряду привилегий, к эксклюзивной культурной программе. Финансовое участие членов общества позволяет реализовывать те или иные культурные идеи. Получается такой фандрайзинг в пользу фестиваля», — рассказал он. Однако помогая финансово участию российских музыкантов в фестивале на программу Общество друзей не влияет — она полностью зависит от художественного руководителя. На это же обстоятельство Аксенов указал и отвечая на вопрос о дальнейших планах поддержки фестиваля: «Все ограничивается только фантазией артистического директора. Мы планируем помогать артистам и дальше — мне кажется, у нас все получается».