Доктор Поляков вместо Хауса: премьера в Няганском ТЮЗе

Доктор-наркоман - при звуке этих слов у нас в мыслях обычно возникает хромающий Хью Лори в образе Грегори Хауса из популярного сериала. Умному и саркастичному гению от медицины на протяжении нескольких сезонов наркопрепараты почти не мешают справляться с самыми сложными медицинскими головоломками. Не умаляя многочисленных достоинств этого телемыла, стоит все же признать: такое долгое «добрососедство» с наркотиками – очень вольное допущение со стороны сценаристов. В реальности дурман гораздо быстрее одерживает верх над сознанием и жизнью человека, каким бы умным, сильным, талантливым он ни был. Наркомания как она есть - она гораздо лучше видна по произведению «Морфий» Николая Булгакова, где писатель с точностью профессионала-медика поведал свою собственную историю болезни и деградации – без хаусовского юмора, музыки, игр и романтики. [caption id="attachment_3658" align="alignleft" width="300"] Сцена из спектакля "Морфий". Фото из официальной группы Няганского театра юного зрителя[/caption] Когда Театр юного зрителя г. Нягани (ХМАО – Югра) выбирал репертуар для участия в окружной программе профилактических мероприятий, ставить решили именно «Морфий». Причем под тем же самым названием. Это было несколько рискованно, ведь «борцуны за духовность», ищущие микропенисы на денежных купюрах, по недалекости своей часто путают профилактику и пропаганду. Но няганские артисты и их предводитель, санкт-петербургский режиссер Роман Каганович, доступно доносят до публики простую и ясную мысль: наркомания – дорога в один конец. Сценарист и режиссер сделали у истории два финала – трагический и оптимистический. Зрители сами могут выбрать для себя: погиб главный герой или же победил болезнь и зажил полной жизнью. Но даже по биографии Булгакова мы знаем, что недуг преследовал его всю жизнь: как говорится, бывших наркоманов не бывает. Недавно этот премьерный спектакль был показан в нескольких городах и поселках Югры. Его тепло приняли в Ханты-Мансийске, Пионерском, Урае, Советском, Югорске, Талинке. «Я медик, интерн Окружной клинической больницы, - говорит Оксана Бучинская, посмотревшая спектакль в ханты-мансийском культурно-досуговом центре «Октябрь». – Это тема, близкая мне профессионально и актуальная для сегодняшнего дня. Я читала произведения, по которым поставлен спектакль, - здесь они воплощены гораздо более точно и документально, чем одноименный фильм Балабанова, который мне не очень понравился. Спасибо артистам». «Зритель Ханты-Мансийска – особенный зритель, - отмечает директор департамента культуры Югры Надежда Казначеева. – Он считает себя искушенным экспертом, слегка избалован, слегка ленив. Но я увидела, как действие на полтора часа пригвоздило к креслам всех – было слышно лишь дыхание. Почти все в зале – молодежь, и все сопереживали этой истории, а в финале аплодировали стоя – это высшая оценка мастерству артистов». С мнением чиновника согласен заслуженный деятель культуры Югры, ханты-мансийский режиссер Леонид Архипов: - «С «холодным носом» такое не сыграешь – только с огромным эмоциональным зарядом, с настоящей болью. Театр юного зрителя очень повзрослел, ставит глубокие и серьезные представления, все время удивляет художественными сюрпризами, талантливыми актерскими работами - за ним трудно угнаться! Я очень благодарен коллективу из Нягани за этот спектакль-предупреждение». Исполнитель роли главного героя, доктора Полякова, - начинающий актер Роман Мамонтов. «Радость и испуг – чувства, которые меня преследуют до сих пор с того момента, как я узнал, что буду играть эту роль, - признается молодой человек. – Она тяжела, в подготовке наибольшей трудностью оказалось уловить физическое состояние наркомана. Насколько я могу судить, Нягань – относительно благополучный город в этом плане, молодой, растущий. Но тема зависимости не ограничивается одними лишь наркотиками. Надеюсь, спектакль поможет людям разобраться и противостоять разрушительной силе не только наркосредств, распространенных нынче спайсов, но и алкоголя, например».