Войти в почту

"Уиджи: Проклятие Доски Дьявола": перезапуск провального хоррора

Доска для вызова духов "уиджа" (ouija) - тема для фильмов ужасов весьма популярная. Помимо эпизодических появлений во многих из них, она может похвастаться сразу несколькими именными франшизами. Только вот количество все никак не переходило в качество: даже идиотскую трэш-трилогию "Колдовская доска" (Witchboard) кустарная дилогия Израэля Луны легко превзошла в убогости. Появившийся же в 2014 году фильм Стайлза Уайта "Уиджи: Доска Дьявола" продолжил традицию: из посмотревших эту картину не плюнул бы в его сторону только ленивый. А ленивых среди зрителей, кажется, не нашлось. И вот продюсер Майкл Бэй с расширенным по сравнению с 2014-м составом подельников решился сделать из "Доски Дьявола" франшизу. Такой смелый, но коммерчески понятный (несмотря на яростную критику, первый фильм окупился с лихвой) шаг обязывал предпринять страховочные меры, поэтому режиссерское кресло пригласили занять Майка Флэнегана - художника непредсказуемого, но однозначно талантливого и толк в ужастиках знающего. Сняв сначала недурной инди-хоррор "Отсутствие" и довольно крепкую, хотя и не выдающуюся пугалку "Окулус", Флэнеган ударно принялся развивать свои экспериментаторские таланты. В этом году он уже успел выпустить отличный триллер "Тишина" и неровную, но небезынтересную мрачную сказку "Сомния". И если судить по совокупности кинематографических достижений, шаг вперед, сделанный франшизой с назначением Флэнегана, несомненен. Однако и переоценивать возможности режиссера не стоит. Когда он утверждает, что в его новом фильме страх "спонтанен, как джаз по сравнению с попсой", верить ему нельзя ни в коем случае. Если пользоваться предложенной им системой образов, разница между его методами запугивания зрителя и методами какого-нибудь Дэвида Ф. Сэндберга примерно так же незначительна, как отличия творческих подходов разных составов группы "Ласковый май". Но предыдущие работы Флэнегана свидетельствуют как раз о том, что "хорроровая" сторона его творчества - всегда обязательная, но никогда не главная (неслучайно однозначно лучший его фильм - "Тишина" - к ужасам имеет самое косвенное отношение). И в случае с доверенным ему приквелом "Уиджи" это правило снова сработало. История мамы-шарлатанки и двух дочерей, которых погубила купленная в магазине деревянная безделица, очень неплохо смотрится как семейная драма в стильных декорациях 50-х годов прошлого века. Лишь с середины начинает все стремительнее наращиваться количество скримеров - так, что к концу просто не успеваешь их предугадывать, а сюжет приобретает узнаваемый оттенок бредовости. Впрочем, нельзя сказать, что мутация "Наследия Доски Дьявола" из драмы в ужастик оказалась совсем неудачной. Очевидный успех - роль совсем юной Лулу Уилсон (уже известной более скромной ролью в неуклюжей попытке Скотта Дерриксона скрестить хоррор с нуаром под названием "Избави нас от лукавого"). Элизабет Ризер (кому-то знакомая по первому сезону "Настоящего детектива", кому-то - по "Сумеркам") и Анналиса Бассо ("Окулус") тоже справляются на твердую пятерку. А воплощенный Генри Томасом образ католического священника Тома, в своей драматичности напоминающий брата Джастина из "Карнавала", - настоящая изюминка фильма. Всего этого, к сожалению, оказалось недостаточно для того, чтобы картина "Уиджи: Проклятие Доски Дьявола" можно было причислить к безусловно достойным просмотра представителям жанра. Но на фоне того, что сегодня в нем снимают, а особенно - после откровенного убожества оригинального фильма она выглядит выгодно. Только вот стоило ли вообще возвращаться к такому слабому сюжету - большой вопрос. И ответ, кажется, на поверхности.

"Уиджи: Проклятие Доски Дьявола": перезапуск провального хоррора
© Российская Газета