В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Мюзиклом смерть поправ

Состоялась лондонская премьера "Лазаря"
Премьера театр
После нескольких превью в конце октября -- начале ноября в лондонском Kings Cross Theatre прошла официальная британская премьера мюзикла Дэвида Боуи "Лазарь", созданного по мотивам фильма "Человек, который упал на Землю" (1976). БОРИС БАРАБАНОВ слушал последние песни Дэвида Боуи и пытался разобраться в сюжете пьесы.
Над мюзиклом "Лазарь" Дэвид Боуи работал в последние месяцы своей жизни. Днем записывал песни для прощального альбома "Blackstar", ночью (и тоже в режиме глубокой секретности) занимался театральной постановкой, о которой мечтал еще в 1970-е. Изначально в его голове зрели даже два замысла: мюзикл на основе Зигги Стардаста и театральная интерпретация "1984" . Но в итоге единственной его работой для театра стал сиквел фильма "Человек, который упал на Землю", в котором он сыграл первую большую роль в кино. Фильм был снят по роману Уолтера Тевиса, в котором шла речь о гуманоиде, прибывшем на нашу планету в поисках воды для своей расы и мечтающем вернуться к своим. Американская премьера мюзикла прошла 7 декабря 2015 года в Нью-Йорке, на ней музыкант в последний раз появился перед публикой. 10 января Дэвид Боуи умер, 20 января американскую версию закрыли, а летом было объявлено, что "Лазарь" пойдет в Лондоне.
Исполнитель главной роли Томаса Ньютона остался прежним. Это 45-летний Майкл Си Холл, знакомый широкой публике по роли Декстера в одноименном сериале. О сценической карьере Холла ей известно меньше, между тем еще в 1999 году он играл в бродвейской постановке "Кабаре", которой занимался , а после этого был включен в гастрольную труппу мюзикла "Чикаго". У Майкла Си Холла гибкий и сильный вокал. Красочный баритон Дэвида Боуи он воспроизводит почти идеально. Боуи успел благословить его на роль Томаса Ньютона: с песней "Lazarus", которая звучит и в мюзикле, и в альбоме "Blackstar", актер успел выступить в престижном телешоу Стивена Кольбера еще при жизни автора.
Обычно мюзиклы, на афишах которых крупно написаны имена поп- и рок-звезд, представляют собой череду самых их известных песен, довольно искусственно нанизанных на бесхитростный сюжет биографического толка. Исключений немного, и даже в таких удачных образцах, как "We Will Rock You" Queen, либретто которого писал выдающийся сатирик , главным все же была предоставленная публике возможность слиться в хоре и подпевать хитам. Большая часть песен, вошедших в спектакль "Лазарь",-- проверенные десятилетиями шедевры Дэвида Боуи: от "The Man Who Sold The World" и "Changes" до "Absolute Beginners" и "Heroes", а также самые эффектные номера из последних двух альбомов.
В мюзикл также вошли три песни, которые до сих пор не были известны публике. Это "No Plan" с солирующим в духе "Blackstar" саксофоном, изломанная, построенная на диссонансах и неожиданных стилистических поворотах арт-роковая вещь "Killing A Little Time" и песня "When I Met You", для которой Боуи придумал "перпендикулярные друг другу" вокальные партии. Эти композиции не попали на "Blackstar" и опубликованы совсем недавно -- на пластинке с песнями из мюзикла "Лазарь".
Хора в зале Kings Cross Theatre не получилось. Во-первых, потому что многие песни изменены кардинально -- например, "Heroes" стала дуэтом и лишилась "стадионной" ритмической основы. Во-вторых, драматургия, за которую отвечал прославленный голландский провокатор Иво ван Хове, уравновесила музыку: публика как-то сразу поняла, что это шоу -- далеко не караоке.
В основе спектакля действительно лежит сюжет об инопланетянине, судьбой которого управляют три свойства -- стремление вернуться на свою планету, алкоголизм и бессмертие. Майкл Си Холл играет свои сцены в пижаме, часто лежа в кровати и прикладываясь к очередной извлеченной из холодильника бутылке. Три женских персонажа рядом с ним -- ассистентка по имени Элли, потерянная возлюбленная и муза, названная в либретто просто Girl. Элли влюблена в босса, но иногда прямо на сцене превращается в своенравную Мэри Лу. Невидимая другим Девочка нашептывает ему планы строительства ракеты для побега с Земли. В ряду образов присутствует также серийный убийца Валентин -- связующее звено между спальней Ньютона и большим миром страстей, в котором разворачивается параллельный и довольно кровавый сюжет.
Видеомэппинг Иво ван Хове мгновенно превращает пресную декорацию жилища главного героя в берлинскую улицу или в нью-йоркский ночной клуб, где гремит вечеринка с танцами. В двух застекленных просветах задника видны фигуры музыкантов, аккомпанирующих актерам. А на центральном экране то расправляются черные крылья Валентина, то расплываются пятна крови его жертв. Современные сценографические технологии позволяют режиссеру вовсе обойтись без балета -- непременного элемента мюзикла в его традиционной форме. Напряжение достигается исключительно звуковыми и визуальными средствами.
Бессмертие главного героя -- его тяжкий крест, он был бы и рад отправиться восвояси -- то ли домой, то ли в иной мир -- хоть в ракете, хоть в гробу. Легко сделать вывод, что "Лазарь" -- это вторая часть завещания Дэвида Боуи наряду с альбомом "Blackstar". В фильме Николаса Роуга был Дэвид Боуи, но не было его песен, в сценическом продолжении тон задают песни, которые пережили автора и обрели бессмертие. У фанатов появился новый повод для болтовни на тему "Умер ли он или улетел на свою планету". Здесь важно знать, что у истории с "Лазарем" есть конец. Мюзикл не рассчитан на вечную жизнь, в Нью-Йорке он шел полтора месяца, в Лондоне финиширует 22 января. Авторы не видели спектакль как очередное городское развлечение, обязательный пункт туристической программы. Дело, задуманное Дэвидом Боуи, завершено, ракета улетела, можно вызывать такси.