Мюзиклом смерть поправ
Состоялась лондонская премьера "Лазаря" Дэвида Боуи Премьера театр После нескольких превью в конце октября -- начале ноября в лондонском Kings Cross Theatre прошла официальная британская премьера мюзикла Дэвида Боуи "Лазарь", созданного по мотивам фильма Николаса Роуга "Человек, который упал на Землю" (1976). БОРИС БАРАБАНОВ слушал последние песни Дэвида Боуи и пытался разобраться в сюжете пьесы. Над мюзиклом "Лазарь" Дэвид Боуи работал в последние месяцы своей жизни. Днем записывал песни для прощального альбома "Blackstar", ночью (и тоже в режиме глубокой секретности) занимался театральной постановкой, о которой мечтал еще в 1970-е. Изначально в его голове зрели даже два замысла: мюзикл на основе Зигги Стардаста и театральная интерпретация "1984" Джорджа Оруэлла. Но в итоге единственной его работой для театра стал сиквел фильма "Человек, который упал на Землю", в котором он сыграл первую большую роль в кино. Фильм был снят по роману Уолтера Тевиса, в котором шла речь о гуманоиде, прибывшем на нашу планету в поисках воды для своей расы и мечтающем вернуться к своим. Американская премьера мюзикла прошла 7 декабря 2015 года в Нью-Йорке, на ней музыкант в последний раз появился перед публикой. 10 января Дэвид Боуи умер, 20 января американскую версию закрыли, а летом было объявлено, что "Лазарь" пойдет в Лондоне. Исполнитель главной роли Томаса Ньютона остался прежним. Это 45-летний Майкл Си Холл, знакомый широкой публике по роли Декстера в одноименном сериале. О сценической карьере Холла ей известно меньше, между тем еще в 1999 году он играл в бродвейской постановке "Кабаре", которой занимался Сэм Мендес, а после этого был включен в гастрольную труппу мюзикла "Чикаго". У Майкла Си Холла гибкий и сильный вокал. Красочный баритон Дэвида Боуи он воспроизводит почти идеально. Боуи успел благословить его на роль Томаса Ньютона: с песней "Lazarus", которая звучит и в мюзикле, и в альбоме "Blackstar", актер успел выступить в престижном телешоу Стивена Кольбера еще при жизни автора. Обычно мюзиклы, на афишах которых крупно написаны имена поп- и рок-звезд, представляют собой череду самых их известных песен, довольно искусственно нанизанных на бесхитростный сюжет биографического толка. Исключений немного, и даже в таких удачных образцах, как "We Will Rock You" Queen, либретто которого писал выдающийся сатирик Бен Элтон, главным все же была предоставленная публике возможность слиться в хоре и подпевать хитам. Большая часть песен, вошедших в спектакль "Лазарь",-- проверенные десятилетиями шедевры Дэвида Боуи: от "The Man Who Sold The World" и "Changes" до "Absolute Beginners" и "Heroes", а также самые эффектные номера из последних двух альбомов. В мюзикл также вошли три песни, которые до сих пор не были известны публике. Это "No Plan" с солирующим в духе "Blackstar" саксофоном, изломанная, построенная на диссонансах и неожиданных стилистических поворотах арт-роковая вещь "Killing A Little Time" и песня "When I Met You", для которой Боуи придумал "перпендикулярные друг другу" вокальные партии. Эти композиции не попали на "Blackstar" и опубликованы совсем недавно -- на пластинке с песнями из мюзикла "Лазарь". Хора в зале Kings Cross Theatre не получилось. Во-первых, потому что многие песни изменены кардинально -- например, "Heroes" стала дуэтом и лишилась "стадионной" ритмической основы. Во-вторых, драматургия, за которую отвечал прославленный голландский провокатор Иво ван Хове, уравновесила музыку: публика как-то сразу поняла, что это шоу -- далеко не караоке. В основе спектакля действительно лежит сюжет об инопланетянине, судьбой которого управляют три свойства -- стремление вернуться на свою планету, алкоголизм и бессмертие. Майкл Си Холл играет свои сцены в пижаме, часто лежа в кровати и прикладываясь к очередной извлеченной из холодильника бутылке. Три женских персонажа рядом с ним -- ассистентка по имени Элли, потерянная возлюбленная Мэри Лу и муза, названная в либретто просто Girl. Элли влюблена в босса, но иногда прямо на сцене превращается в своенравную Мэри Лу. Невидимая другим Девочка нашептывает ему планы строительства ракеты для побега с Земли. В ряду образов присутствует также серийный убийца Валентин -- связующее звено между спальней Ньютона и большим миром страстей, в котором разворачивается параллельный и довольно кровавый сюжет. Видеомэппинг Иво ван Хове мгновенно превращает пресную декорацию жилища главного героя в берлинскую улицу или в нью-йоркский ночной клуб, где гремит вечеринка с танцами. В двух застекленных просветах задника видны фигуры музыкантов, аккомпанирующих актерам. А на центральном экране то расправляются черные крылья Валентина, то расплываются пятна крови его жертв. Современные сценографические технологии позволяют режиссеру вовсе обойтись без балета -- непременного элемента мюзикла в его традиционной форме. Напряжение достигается исключительно звуковыми и визуальными средствами. Бессмертие главного героя -- его тяжкий крест, он был бы и рад отправиться восвояси -- то ли домой, то ли в иной мир -- хоть в ракете, хоть в гробу. Легко сделать вывод, что "Лазарь" -- это вторая часть завещания Дэвида Боуи наряду с альбомом "Blackstar". В фильме Николаса Роуга был Дэвид Боуи, но не было его песен, в сценическом продолжении тон задают песни, которые пережили автора и обрели бессмертие. У фанатов появился новый повод для болтовни на тему "Умер ли он или улетел на свою планету". Здесь важно знать, что у истории с "Лазарем" есть конец. Мюзикл не рассчитан на вечную жизнь, в Нью-Йорке он шел полтора месяца, в Лондоне финиширует 22 января. Авторы не видели спектакль как очередное городское развлечение, обязательный пункт туристической программы. Дело, задуманное Дэвидом Боуи, завершено, ракета улетела, можно вызывать такси.