«Необычные» учителя зарабатывают до 300 тыс. рублей

Рекрутеры агентства «Юнити» проанализировали 800 вакансий учителей и выяснили, что больше всего зарабатывают специалисты, которые разбираются в 3D-моделировании, робототехнике, электронике, знают китайский язык и могут вслепую набирать тексты. А педагогам, прошедшим подготовку по программе Международного бакалавриата, платят такие деньги, что многие приезжают работать в Россию из-за границы. Эксперты в сфере образования отмечают, что пока частные школы и гимназии гоняются за необычными педагогами, в некоторых государственных общеобразовательных учреждениях нет уроков математики из-за нехватки обычных учителей. Специалист по подбору персонала Анна Кудрявцева рассказала, что в 2016–2017 учебном году спрос на педагогов, обладающих редкими знаниями и навыками, превысил предложение. Сроки закрытия таких вакансий составляют от двух месяцев и выше, а соискателям с нужными компетенциями предлагают оклад на 20–30% больше, чем в среднем по рынку. К самым востребованным уникальным компетенциям сейчас относятся основы программирования, электроника, 3D-моделирование, робототехника, китайский язык, скорочтение, ментальная арифметика и слепой десятипальцевый набор текста. В основном таких учителей ищут частные школы, коммерческие проекты детских клубов, реже — государственные лицеи и гимназии. — Педагогов по указанным направлениям не хватает на рынке труда. Например, с проведением факультатива по робототехнике может справиться, по моей оценке, 1 из 20 кандидатов. Для этого недостаточно только глубокого знания предмета, требуется практический опыт сборки и программирования роботов, в отдельных случаях — способность выбрать оптимального производителя и укомплектовать лабораторию всем необходимым оборудованием, — отмечает Анна Кудрявцева. — Средний по Москве для направления робототехники уровень заработной платы составляет 52–60 тыс. рублей при стандартной загрузке. Специалисты со стажем от трех лет могут рассчитывать на доход до 90 тыс. рублей. В это время молодой учитель физики в обычной московской школе получает около 35 тыс. рублей в месяц. В целом по России цифры ниже: среднее предложение по вакансиям составляет 18–24 тыс. рублей, а редкие специалисты с высокой квалификацией могут рассчитывать на 42–56 тыс. рублей в месяц. Но самые высокооплачиваемые в России — педагоги, обладающие компетенциями International Baccalaureate (IB). При успешном окончании школы по такой программе выпускников принимают без экзаменов в университеты многих европейских стран. В Москве всего 10 частных и государственных школ и гимназий, в которых можно получить диплом IB. — Преподавать по IB могут только учителя, прошедшие подготовку в специальном сертификационном центре. Для выпускных классов в России они на вес золота, а для начальной школы их вообще нет, — говорит специалист по подбору персонала агентства Юнити Дина Потапова. Она рассказала, что с начала 2016 года агентство подбирало ля частной школы города Елабуги учителя начальной школы — носителя английского языка и имеющего квалификацию IB д. Но в России такого специалиста не нашлось. Только через полгода удалось договориться с заграничным соискателем. Его зарплата составила £3850, или 300 тыс. рублей в месяц. Член Общественной палаты РФ, учитель русского языка и литературы Роман Дощинский полагает, что, несмотря на дороговизну, IB в российских школах не приживается. — International Baccalaureate, или Международный бакалавриат, выглядит маняще для многих учреждений, но это чуждый элемент. Например, IB предполагает свободу выбора ученика, он может 80% обучения пройти самостоятельно. Наши учителя не могут перестроиться на такую работу, — говорит Дощинский. Он добавляет, что в России полноценно программа Международного бакалавриата не может быть реализована, каждый ученик должен получить документ об образовании по российским стандартам. А значит, российскую и международную программы придется совмещать. Директор ижевской средней школы № 97, заслуженный работник народного образования Ахтам Чугалаев рассказал «Известиям», что сейчас существует дефицит не только педагогов, обладающих редкими компетенциями, но и учителей младших классов, физики, математики и биологии в обычных государственных школах. — Иногда школа ищет учителя по несколько лет. В регионах есть образовательные учреждения, в которых, например, нет уроков математики, — говорит директор. По его мнению, эта ситуация с годами будет только усугубляться: сейчас педагоги ведут по несколько классов и вместо 24 часов в неделю работают более 30 часов. В основном в коллективах пожилые люди, и когда они уйдут на пенсию, то заменить их будет некем. Выпускники педагогических вузов работать в школу не идут. — Проблема с кадрами в российских школах очень серьезная. Зарплата учителей доведена до средней по региону, но это произошло за счет увеличения нагрузки. Люди выгорают на работе, говорить о росте престижности профессии не приходится, — заключил Чугалаев.

«Необычные» учителя зарабатывают до 300 тыс. рублей
© Известия