Павел Лунгин: Паваротти среди них не было
9 ноября на закрытом показе будет представлен фильм «Дама пик». В широкий прокат картина выйдет 17 ноября. Накануне премьеры корреспондент «ВМ» узнала у режиссера Павла Лунгина подробности съемок.Фильм режиссера Павла Лунгина «Дама пик» оставляет после себя немало вопросов. Экранизацию можно назвать очень нестандартной. — Павел Семенович, что вы нашли актуального в произведении Пушкина для современного зрителя? — Классический сюжет актуален во все времена. К примеру: парень хочет выиграть в карты у жизни. Да таких — сотни, тысячи в современном мире. И мы их знаем, видели. Вот они — бредут в рваных джинсах по городу, заглядываются на дорогие витрины и не понимают: почему у этого старого жирного мира есть все, а у них — талантливых и молодых — ничего нет. Эта главная тема моей «Дамы пик». — И все же у вас очень современная трактовка пьесы и оперы. Например, фрагмент в спальне графини вы сделали даже слишком откровенным. Думаете, Пушкин зашифровал в этом отрывке именно постельную сцену? — Вам эта сцена показалась откровенной? Я вам больше скажу: это настоящая эротика. Нужно быть слепцом и ханжой, не прочитав это в тексте Пушкина или не услышав это в музыке Чайковского. Существует много вариаций оперы «Пиковая дама», в которых графиня лежит в кровати, а Герман сидит в кресле, и они поют. Просто исполняют свои партии. Но это же про любовь! Про страсть, эмоции! — Кстати, а кто солировал вместо главных героев? — В записях саундтрека фильма участвовали до 80 солистов Большого театра. Но Паваротти среди них не было (смеется). За Германа (Ивана Янковского), например, пел молодой певец Арсений Яковлев. Он совсем недавно стал солистом Большого театра. Кстати, я не знал, что голос, как вино, должен настаиваться. И такую сложную партию, как Германа, солистам доверяют только начиная с 30 лет, иначе сломается весь голосовой механизм. Арсению же всего 23 года. Поэтому он пел свои партии по куплету, по две-три строчки, а потом мы их склеивали и записывали в цельные фрагменты. А партию графини (Ксения Раппопорт) исполнила Агунда Кулаева. — Как вы определились с исполнителями главных ролей? Какие еще были варианты на роль Андрея или Софии Майер? — Проб было очень много, особенно на Германа. Найти такого парня было нереально. За неделю до начала съемок я был в панике: актера на главную мужскую роль у меня не было. И тут пришел худенький, молоденький Иван Янковский. И вот этот мальчик из приличной семьи говорит мне: это моя роль. Я и есть — Герман. Так и оказалось. — Как вам удалось сделать совершенно положительную Ксению Раппопорт настоящей мегерой? — Она, конечно, удивительная, эта Раппопорт. Я считаю, что до «Дамы пик» у нее еще не было такой роли. Вы правильно заметили: она всегда играла хороших, интеллигентных, милых испуганных героинь. Поэтому, конечно, она очень переживала на съемках. Но такое переливающееся, артистическое, талантливое зло могла сыграть только она. — Как вы относитесь к своему Герману? Складывается впечатление, что вы смеетесь над ним. — Мне его жалко. Я вижу, что он со своей наивностью, как мотылек, летит на свет. В нем есть молодость и свежесть. Но вместе с тем и сложный характер. С одной стороны, главный герой влюблен в искусство и мечтает о славе. А с другой — он постепенно любит удачу и деньги все больше и больше, с каждым днем игра в казино вытесняет из него все человеческое и сводит его с ума. Масла в огонь подливает и София, которая манипулирует им, повторяя, что в своей одержимости он все больше становится похожим на Германа. А для него это и есть цель. И когда молодой певец оперной труппы поет: «Вся наша жизнь — игра» — это уже монолог сумасшедшего. — На чьей же вы стороне? — Я, как всякий слабый человек, на стороне сильных. — Значит, вы согласны, что гений и злодей неразделимы? Мне кажется, что в последних кадрах жестокая София выходит победительницей. — София — из серии несгораемых и бессмертных персонажей. Она всегда «приземляется на четыре лапы», живет одновременно в нескольких мирах: любит деньги, секс, играет только по-крупному. — Вы верите в искусство «не по головам»? Это и есть большой вопрос: как стать звездой? Есть хорошие гениальные актрисы, а есть — звезды. Это разные типы людей с разной психофизикой. Звезды-вампиры, они питаются кровью безнадежно одержимых идеями и мечтами людей. Талант не может так существовать, поэтому зачастую вместе они ужиться не могут. — Тогда зачем вы оставили в живых главного героя? — Мне кажется, что подобное существование — большее наказание для него, чем смерть. Это похоже на чистилище. Новая жуткая музыка, которую напевает ему на ухо чеченский парень в машине, и его безголосость… мне кажется, что его дни сочтены. — Вы сами азартный человек? В карты играете? — Каждый мой фильм — как игра в рулетку. Только вместо денег я ставлю на кон самого себя. Зритель не помнит старые фильмы, поэтому для режиссера ценность — его последний фильм. Он, как акции на бирже, с новой картиной идет то вверх, то вниз. Вот интересно: до того, как я снял «Такси-блюз», я разве был глупее? Может быть, наоборот. Но известность пришла ко мне именно после него. Поэтому азарт во время создания новых фильмов для меня намного сильнее, чем карточные игры. — Зачем вам этот фильм? — Как сказала Фаина Раневская: талант, как прыщ, он всегда выскакивает на неправильном месте. В этом смысле фильмы тоже рождаются сами собой. А потом, как повзрослевшие дети, уходят из дома и начинают жить самостоятельно. СПРАВКА Павел Семенович Лунгин, советский и российский режиссер, народный артист России, лауреат Каннского фестиваля. В кино дебютировал как сценарист. Снял больше двух десятков картин, среди которых «Такси-блюз», «Свадьба», «Остров», «Царь» и другие. Почетный член Российской академии художеств. Лауреат премий «Ника», «Золотой орел», «Человек года». ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Дама пик начинает игру Самое интересное из того, что выйдет на экраны кинотеатров в середине осени, и то, что следует непременно посмотреть, представляет читателям «Вечерка» (далее...).