Мединский поссорился из-за «Стены» 

В этом сюжете прекрасно абсолютно все, и все его герои больше себя самих. Еще десяток лет назад такая история не вышла бы даже на полосы газет: Владимир Мединский тогда еще был успешным историческим беллетристом и пиарщиком и баллотировался в Госдуму, Месхиев снимал фильм «Семь кабинок» с Федором Бондарчуком в роли не то ангела, не то дьявола, не то драгдилера. Не то сейчас, теперь оба — важные культурные чиновники: Мединский руководит Минкультом, а Месхиев — Театрально-концертной дирекцией Псковской области. Руководят оба громко и заметно, но вот привелось им не поладить.

Суть разлада, надо сказать, совершенно неясна, но дело, кажется, не в ней. Мединскому не понравилась трактовка событий штурма Смоленской крепости польско-литовскими оккупантами в XVII веке, и он потребовал убрать свое имя из титров, где был указан в качестве одного из сценаристов. Надо сказать, что святое право любого автора не иметь отношения к тому, во что праведным режиссерским трудом превращается замысел автора, Месхиев не уважил. Что само по себе немного нонсенс. Вместо этого появилось указание: «по мотивам романа Владимира Мединского „Стена“. В театре этой формулировкой обычно пользуются, чтобы избежать выплаты авторских отчислений (или по крайней мере их части) дорогим драматургам или претензий со стороны наследников авторов к слишком вольной интерпретации первоисточника.

При этом сама „Стена“ в последний год стала неожиданно популярна у творческих единиц. Так, например, драматург, писатель и главред „Литературной газеты“ Юрий Поляков взялся за инсценировку романа для руководимого Татьяной Дорониной МХАТа им. Горького; постановка на подходе. В Смоленском драмтеатре „Стену“ уже поставили. „Постановка этого произведения просто необходима, — рассказывал „Интерфаксу“ руководитель Театра на Юго-Западе Валерий Белякович. — Сейчас у нас таких вещей не ставят, может, боятся, что история России и героизм прошлых лет — это скучно. Однако я считаю, что если сделать грамотный спектакль, то это может положительно отразиться на нашем положении в мире“.

Особый восторг в связи с этой постановкой, надо думать, испытают наши соседи — Польша и Литва.

Но вот в постановке Месхиева для ТВ многие артисты занимают положение не менее серьезное, чем сам режиссер. Так, например, палача Ивашку, указывает газета „Псковская губерния“, играет депутат областного заксобрания Алексей Севастьянов.

А в одной из главных женских ролей выступает актриса Ольга Турчак — дочь губернатора Андрея Турчака. В общем, все шло к тому, что выйдет картина не просто приятная, а приятная во всех отношениях.

И вот на тебе — такая ложка дегтя со стороны автора, федерального министра. Юрию Полякову рекомендуем насторожиться и по возможности показать инсценировку автору романа. Тем более, что сделать это просто: с осени 2016 года Поляков избран в Общественный совет при Минкульте, который заседает этажом выше приемной Мединского.

И ведь причина, по которой разгорелся этот странный скандал, совсем не в литературных или кинематографических качествах исходного материала и получившегося из него изделия. Как ни относись к книгам Мединского, их покупали и читали миллионы. Как ни относись к „Семи кабинкам“ и „Батальону“ Месхиева, в его послужном списке есть еще и чудесная „Механическая сюита“ и большое кино „Свои“ (приз ММКФ — 2004). Правда, на его же, только более позднем счету и не самая красивая история с запретом театральной постановки Варвары Фаэр „Банщик“ и уходом из Псковской драмы значимого режиссера Василия Сенина. В общем, отчаянно пытаясь не перепутать „отечество“ и „Ваше превосходительство“, два равноуважаемых автора-чиновника столкнулись с тем, на что им часто указывают их либеральные оппоненты — выбор между уважением к авторскому замыслу и свободе авторской интерпретации кажется несущественным, пока дело не касается лично тебя.

Читайте также
Видео
Больше видео