Войти в почту

Из жизни горцев: что посмотреть в музее Лермонтова в Пятигорске

ПЯТИГОРСК. /ТАСС/. Музей Лермонтова в Пятигорске — это небольшой глиняный дом, обложенный кирпичом и крытый камышом. После трагической дуэли стал местом поклонения автору "Героя нашего времени" и "Мцыри". Как рассказали ТАСС сотрудники музея, знаменитый "Домик Лермонтова" до наших дней сохранил свой первозданный вид. Сегодня на 2,5 тыс. кв. м в четырех старинных пятигорских усадьбах расположилось несколько отделов музея. Коллекции содержат многочисленные уникальные экспонаты, в том числе личные вещи поэта. Ежегодно музей посещают около 200 тыс. человек. Лермонтов-иллюстратор На подтверждение подлинности представленных в музее экспонатов порой уходили долгие годы. Целых 175 лет существовали серьезные сомнения, что акварели из жизни кавказских горцев принадлежат кисти Михаила Лермонтова. Они, как и многие другие работы Лермонтова, не были подписаны. Научный сотрудник Государственного музея-заповедника имени М.Ю. Лермонтова в Пятигорске кандидат исторических наук Екатерина Соснина говорит, что теперь авторство поэта доказано: этими изображениями он проиллюстрировал впечатлившую его популярную в XIX веке повесть "Аммалат-бек" Александра Бестужева-Марлинского — переведенного на Кавказ из иркутской ссылки декабриста, известного писателя байроновского направления. "Можем утверждать, что две акварели, которые экспонируются в домике-музее Лермонтова в Пятигорске, принадлежат кисти поэта. С 1963 года — времени создания музейной экспозиции — работы были обозначены как "приписываемые кисти Лермонтова". Известно, что созданы они были в 1841 году, незадолго до гибели поэта на дуэли", — сказала Соснина. В 1966 году в московской мастерской Игоря Грабаря рисунки отреставрировали, заодно и атрибутировали бумагу — она оказалась середины XIX века, то есть лермонтовского времени. Речь идет о работах, которые сотрудники музея называют "Акварель из жизни кавказских горцев с тремя фигурами" и "Акварель из жизни кавказских горцев с четырьмя фигурами". "Чисто лермонтовский образ" "Когда я внимательно прочла текст повести "Аммалат-бек", то пришла к выводу, что акварели могут быть иллюстрациями к этому произведению. В повести мы читаем такие же сцены — грозный старик, блестящий главный герой Аммалат-бек. На акварелях даже цвет совпадает с художественным описанием костюмов: желтые сапоги на высоком каблуке, красные шальвары", — поясняет Соснина. По ее словам, ученым уже известен ряд иллюстраций, написанных Лермонтовым к этому произведению. "Наши акварели выполнены в том же ключе. Сегодня, когда появились новые технические возможности, мы оцифровали их, чтобы рассмотреть на компьютере каждую деталь, — подчеркнула лермонтовед. — Например, вот здесь, на возвышенности, изображены какие-то постройки, первоначально считалось, что это сакли. Но при увеличении оказалось, что это тюркские мавзолеи. В литературных произведениях Лермонтова их описание встречалось часто, например в "Демоне". Это чисто лермонтовский образ, что говорит в пользу авторства акварели". Как аргумент Соснина приводит также "неакадемический рисунок" руки одного из персонажей, старика, на акварели. "Лермонтов ведь очень хорошо рисовал, но такие же "погрешности" есть и в автопортрете", — доказывает Соснина. Акварели вне альбомов Последнее место жительства поэта с мая по июль 1841 года — съемный флигель в усадьбе плац-майора Василия Чилаева в Пятигорске. С 1912 года здесь располагается мемориальный музей Лермонтова. Небольшие листки с акварельными рисунками в 1941 году сотрудникам фонда принесли сестры Нина и Анна Поповы, наследницы Чилаева. Они рассказали, что раритеты бережно хранились в их семье ровно 100 лет. "По семейной легенде, Чилаев рассказывал о том, что Лермонтов сам подарил ему эти две работы. Думаю, история достоверная. Кому в середине XIX века понадобилось подделывать Лермонтова и всю жизнь потом это хранить?" — уточнила Соснина. Эти акварели до сих пор не включены ни в один альбом Лермонтова-художника и не введены в научный оборот в широком смысле этого слова, говорит собеседник агентства. Известно, что живописное наследие Лермонтова достаточно велико — 13 картин, написанных маслом, более 60 акварелей и более 300 графических рисунков и набросков. В Пятигорском музее-заповеднике хранится подлинник картины "Вид Крестовой горы", написанной Лермонтовым перед последней поездкой на Кавказ.

Из жизни горцев: что посмотреть в музее Лермонтова в Пятигорске
© ТАСС