Премьера мюзикла «Бал вампиров» прошла в Москве
По красной дорожке у входа в Московский дворец молодежи в сопровождении бледных молодых людей с черно-красными зонтами (идет мокрый снег) двигаются знаменитости, светские львы и львицы, а также обычные зрители, которым посчастливилось купить билеты на премьеру мюзикла «Бал вампиров». Похоже, дресс-код на этот раз соблюли все до единого: черное с красным, у многих — рожки, ведьминские колпаки, сатанинский макияж. Идеальное шоу для Хеллоуина: тела жертв бьются в конвульсиях, с клыков вампиров стекает свежая кровь, а над всем этим летит дьявольски прекрасная музыка Джима Стейнмана. Добро пожаловать на «Бал вампиров», господа! Среди гостей — Александр Журбин, Алексей Рыбников, Владимир Тартаковский, Алексей Болонин, Алексей Иващенко, Филипп Киркоров… Эти люди не просто ВИПы — все они долгие годы создают мюзикл в России, а потому такая премьера — их профессиональный праздник. И вот шоу начинается. Оркестром руководит Мариам Барская, замечательный музыкант, дирижер, под точным дирижерским жестом которой начинает звучать музыка Джима Стейнмана. Того самого Стейнмана, лауреата «Грэмми», обладателя платинового диска, продюсера Селин Дион, автора музыки и текстов песен, исполняемых выдающимися рок-музыкантами. Например, Бонни Тайлер, которая спела знаменитую песню «Полное затмение сердца», ставшую основным хитом «Бала вампиров». На сцене царит пламенеющая готика — роскошный замок в Трансильвании с сатанинскими интерьерами, гробницами, массивными решетками. Здесь обитает красавец, демон, король вампиров граф Кролок в ошеломляющем исполнении Ивана Ожогина. Мгновение — и картина резко меняется: типичный альпийский домик в заснеженных горах — это гостиница и трактир Шагала, в котором оцепеневшие от ужаса местные жители, увешанные гирляндами чеснока, делают вид, что никаких вампиров нет. Роль Шагала с дозированной степенью еврейства исполняет Александр Суханов. А уж когда он превращается в вампира, его комедийное обаяние расцветает в полной мере: «Я еврейский вампир», — объясняет он Альфреду (Александр Казьмин замечательно играет неопытного наивного юношу, которому так и не суждено дорасти до лирического героя) бесполезность борьбы с ним при помощи распятия. Шагал не один в компании комических персонажей, главный из которых — профессор Абронсиус в великолепном исполнении Андрея Бирина. Уморительная пародия на образ Эйнштейна в сочетании со стилизацией итальянской оперы buffa в его вокальной партии (очень, кстати, сложной!) — это луч юмористического света в темном вампирском царстве, которое представлено почти всерьез. Ну, разумеется, насколько это возможно в наше время: есть здесь ирония в духе Тарантино или Романа Полански, которому, собственно говоря, и принадлежит изначальное авторство этого мюзикла, созданного им лет 20 назад на основе его же старенького фильма. Конечно, с тех пор спектакль претерпел значительные изменения: в Москве он идет в постановке немецкого режиссера Корнелиуса Балтуса. И все же первоначальная затея Полански — соединить черный юмор с кровавым ужастиком — вполне реализована. Особенно в кульминационной сцене бала вампиров, где гости-мертвецы подымаются из гробов, напоминая аналогичную сцену романа «Мастер и Маргарита», и не отказывают себе в удовольствии присосаться к шее какого-нибудь зазевавшегося смертного. Столь же сильной стороной спектакля является и хореография Денниса Каллахана, главные элементы которой — резкость движений и бешеный темп. Бешеный настолько, что иногда бывает страшно следить за танцевально-акробатическими па артистов. Но это такое шоу — здесь и должно быть немного страшно. Хотя и забавного предостаточно. Невозможно смешными выглядят притязания женственного отпрыска графа Герберта (Кирилл Гордеев) на симпатию Альфреда, а превращение служанки Шагала Марты, страдающей от его домогательств, в вампиршу, весьма охотно разделяющую сексуальную страсть вновь инициированного «еврейского вампира», эффектно и сочно сыграно Агатой Вавиловой. Главная героиня мюзикла — Сара в исполнении Ирины Вершковой — новое имя в российском мюзикле. Очень интересная актриса, не вписывающаяся в рамки определенного амплуа, что одновременно может быть ее сильной стороной, но и содержать риски. Все дело в том, что Сара, которая, казалось бы, является стандартной героиней вампирской саги — невинная девушка, ставшая объектом роковой страсти вампира, оказывает вдруг…. О нет! Спойлера не будет. Скажу лишь одно: многие из нас — грешники, — читая книгу или смотря кино про вампиров, демонов, призраков и прочих носителей обаятельного зла, втайне мечтали о победе темных сил… Ну так вот: мечты сбываются…