Войти в почту

Киноблог. Лавируя между Европой и чучхе

Ольга Шервуд для bbcrussian.com На фоне нынешних разговоров о цензуре в искусстве тот факт, что небольшой фестиваль европейского кино обрастает амбициями, напоминает, что здесь еще не Северная Корея Ольга Шервуд - киножурналист, кинокритик, член Российской академии кинематографических искусств "Ника" и экспертного совета премии "Белый слон". Много лет наблюдает отечественный кинопроцесс и еще не отчаялась. Киноблог Блоги С прошлого понедельника читатели всевозможных печатных и интернет-изданий, а также, соцсетей, обсуждали тему, связывающую искусство и общественно-политическую жизнь. Есть или нет цензуры в нынешней России? (Если да, то требовалось бы писать: на Марсе.) Причиной, кроме отчаянного крика Константина Райкина и откликов на него (вплоть до "инцидент исчерпан"), послужил долгожданный выход на экраны фильма Виталия Манского "В лучах солнца". Картина получила прокатное удостоверение, однако несколько московских кинотеатров отказались ее показывать, ссылаясь на (негласное?) распоряжение "сверху". Сам фильм отчетливо демонстрирует государственную цензуру в ее предельном варианте. Северо-корейские власти целиком инсценируют жизнь своего народа перед камерой иностранного документалиста. Счастливую, беспроблемную, идейно-наполненную жизнь. Наши доморощенные охранители устоев - от чиновников на местах и высоких постах до разнообразных "представителей общественности" - мечтают о подобном контроле. Но вряд ли мечтают сами оказаться в реальности КНДР, - не понимая, сколь тесно связано вмешательство дубинки в интеллектуально-творческую жизнь и надутые цветные шарики вместо продуктов в магазинах, о чем рассказывает Манский, предъявляя тайком снятые фотографии из Пхеньяна. Тема цензуры и самоцензуры - вечная у нас, как огонь над могилой (представьте себе такую) неизвестных жертв - талантов, павших в борьбе власти с художником. Но вот сей огонь полыхнул особенно ярко - и на горячем фоне обыденные события кинематографической, например, жизни тускнеют. Киноблог. Канский фестиваль в Сибири: не путать с Каннским Другие тексты киноблога Одно маленькое событие произошло в Петербурге: был представлен новый для города на Неве фестиваль молодого европейского кино. Хочется сей факт отметить, поскольку все связано со всем. … где резной палисад Сначала предыстория. Первый Международный фестиваль молодого европейского кино VOICES прошел в Вологде в 2010 году. Теперь это кажется чудом. Несколько предприимчивых российских молодых людей, уже какое-то время живших во Франции, имеющих интерес в сфере кино, не известным мне образом уговорили правительство области и администрацию города организовать такое событие. Фестиваль был благословлен минкультом и поддержан спонсорами. В ту пору, несмотря на перманентный экономический кризис, киносмотры в областных и даже районных центрах, словно чертики из коробочки, стали выскакивать один за другим. Местным властям нужен был пиар, "работа с молодежью" и повышение туристической привлекательности города. В случае Вологды кинофестиваль - это добавка к маслу, кружевам и фрескам Дионисия (памятник ЮНЕСКО) в Ферапонтовом монастыре. Неотменяемый административный ресурс оплодотворял податливую социальную ответственность бизнеса. Денег требовалось немало: только гран-при "весил" 30000 евро, бюджет в сумме - из городского, областного и спонсорского источника - приближался к 30 миллионам рублей. К этим вполне объективным причинам прибавьте собственно кинематографическую. Приходится повторяться, но факт: фестивали - единственный способ умному кино добраться до зрителя. Адекватная потенциальная аудитория в Вологде есть: здесь два университета и одна академия - молочная, единственная в мире. И не страшно, что приучать даже продвинутых студентов к непривычному кинематографу придется годами. Так во всем мире. VOICES переводится как "голоса", но это и аббревиатура: Vologda Independent Cinema from European Screens. Примерный перевод - Вологодский фестиваль независимого кино с европейских экранов; имеется в виду еще и кино молодое - в конкурсе дебюты и вторые фильмы. Вне конкурса - фильмы мэтров, они в жюри и в гостях. Здесь был даже венгерский мастер Бела Тарр. Два года показывают документальное и короткометражное кино - теперь они must see у любого резного палисада. Фестивали мутируют, чтобы выжить И все же в Петербурге устраивать смотрины будущих фон Триеров и Озонов логичнее, сожалела я об упущенной возможности для северной столицы в 2010-м, вернувшись из Вологды после дебюта VOICES. У нас все же пресловутое окно… До сакраментального "Россия - не Европа" в проекте "Основ государственной культурной политики", сочиненных минкультом, было еще четыре года. Еще невозможно было представить себе скандал и дискуссию, вызванные этой формулировкой. Сейчас документ успешно доведен до вузовской дисциплины, и этого определения в нем нет. Некие волшебники постарались сделать документ максимально "никаким", вроде невнятных "Основ партстроительства", которые жевало, зевая, мое поколение гуманитариев. И это счастье, ибо европейское кино соответствует европейским ценностям. И его - вместе с VOICES - власти могли бы легко запретить. Небезосновательно ссылаясь на то, что огромному большинству российских кинозрителей гораздо милее трепетанье родных осин. Годы идут, времена сгущаются, денег все меньше, люди все озабоченнее. Нынче фестиваль отказался от профессионального жюри и определил гран-при как приз зрительских симпатий; гостей поменьше… Канский фестиваль, как я уже писала, в нынешней трудной ситуации вынужден был перенести свою кинематографическую часть в Москву - но твердо намерен вернуться в Сибирь. А вологодский киносмотр решил… раздвоиться. Или удвоиться? В общем, по уверениям директора фестиваля Игоря Лысенко и арт-директора Коринны Даниелу, в 2017-м VOICES прозвучит дважды. Конкурс первых и вторых картин европейских авторов переезжает в Петербург. Все остальные программы и события обещают показывать и устраивать в обоих городах. На Неве фестиваль пройдет, предположительно в первый уикенд июля. Сроки проведения на реке Вологде пока не назывались. А пока в Петербурге прошла презентация этого фестиваля - три пьемьеры за два дня. Быть европейцами! Фестиваль представляли в независимом "Кино&Театр Англетер" - логично, поскольку он входить в сеть Eurimages/Europa Cinemas. Для убедительности показали два европейских фильма в статусе российских премьер и одну отечественную картину. Эстонский дебютант Валло Тоомла в своих "Лицемерах" предъявил две сравнительно молодые пары, каждая из которых не то, чем кажется. Безмятежный отдых в шикарном доме оборачивается психологической провокацией и даже жутковатым триллером с элементами мистики. Картину изрядно украшает ирония - например, образ пьяненькой "старухи с косой": соседка подшофе, оседлав косилку, расправляется с травой на участке. А также умный подтекст: обе пары бездетны, а уменьшающееся народонаселение - проблема Эстонии. Французская знаменитость писатель и режиссер Фредерик Бегбедер обещал лично представить свой второй фильм "Идеаль", не смог по семейным причинам, но прислал видеообращение к петербургской публике, где размахивал руками и, поминая Достоевского, слегка сомневался, что красота спасет мир. Об этом и картина: профессиональные искатели моделей должны срочно для "горящего" агентства "Идеаль Париж" найти новое лицо, поскольку прежняя звезда по дурости снялась в нацистско-антисемитском клипе. Девушку-русалку обнаруживают не где-нибудь, а под Самарой. Русская тема, в полный бегбедеров рост, выглядит весьма неожиданно в период всевозможных санкций и конфронтации с Западом, если не знать о любви автора к Москве и проигнорировать привычное для образа среднестатистического французского интеллектуала легкое левачество. Увы, совсем простенькую и наивную картину не спасает ушат сатиры, вылитой как на весь модельный бизнес, так и на русских олигархов и прочих экспонатов фанни пати. Но переаншлаг в "Кино&Театр Англетер" случился лишь на петербургской премьере "Дамы пик" Павла Лунгина (что еще раз подтвердило трудность работы с неизвестными аудитории режиссерами). К сожалению, известная тайная недоброжелательность сказалась и на этой картине, использующей оперу Чайковского, по мистической повести Пушкина. "Фильм совершенно не интеллектуальный, - признался Лунгин перед показом, - он весь на эмоциях". Но ответно отключить мозг при просмотре не получается. Череда сценарных нагромождений, логических нелепиц и провалы вкуса не дают сопереживать героям, ибо ты постоянно подпрыгиваешь в кресле с немым вскриком "Почему?" Гениальная музыка и закадровый вокал не спасают. Лунгин хотел "показать молодым, что классика - это не скучно", однако нечаянно уронил оперу в попсу. Скоро московская премьера и выпуск картины в прокат, ждите волну горячих мнений… Вывод из этих моих заметок о заметном и незаметном в культурно-кинематографической жизни легок и трудноуловим. Я слабо верю в успешность идеи создать "крупнейший в России фестиваль европейского кино в европейской столице страны… одну из самых узнаваемых марок на рынке кинособытий России и Европы… платформу для культурного развития отношений между Россией и Европой, в том числе и за пределами кино". Не понимаю, как можно уже сейчас обещать "самое яркое и запоминающееся культурное событие из мира кино в России". Но чертовски рада буду ошибиться. Пусть VOICES звучат на всех европейских языках. На русском включительно. Мы же открытая страна. Не Северная Корея какая-нибудь.

Киноблог. Лавируя между Европой и чучхе
© BBCRussian.com