Войти в почту

Роман Виктюк: Я пессимист по знанию, но оптимист по вере

Сегодня свое 80-летие отмечает легендарный режиссер Роман Виктюк. В честь этого события Театр Романа Виктюка дает первый спектакль в своем новом доме — недавно отреставрированном ДК Русакова. И сразу премьера: спектакль по пьесе Теннесси Уильямса «И вдруг минувшим летом».О том, как принимать вызовы времени и не изменять себе, о вечных темах и грядущих сюрпризах, а также о соседстве своего театра с тюрьмой «Матросская тишина» Роман Виктюк рассказал «ВМ». — С каким настроением встречаете день рождения, Роман Григорьевич? — Этот мир нельзя постичь извне. Вот с таким настроением. Главное — это загадка… мистическая, духовная. Мы лишь только можем подойти к берегу этой великой тайны, как к берегу океана, и замереть. Как замираем перед Космосом. Дальше не пройти! И ты понимаешь: вот она, внешняя граница. Только в этот момент ты и осознаешь свою внутреннюю безбрежность. Это то слияние с вечностью, с природой, с небом, когда ты часть этой светлой энергии. Дышать этим океанским духом, этой свободой — и есть настоящее предназначение человека. — А если попробовать посмотреть назад, повернуть время вспять, что откроется взгляду режиссера, который был всегда верен своей профессии? — Казимир Малевич пришел к ОБЭРИУтам (группа писателей-авангардистов, созданная в конце 1920-х годов — «ВМ») и сказал: «Уничтожьте цивилизацию — или она уничтожит вас!» Но почему там, наверху, по каким-то причинам не прекращают жизнь на нашем шарике? Я думаю, по одной причине — это дети. Ведь это они должны все разрушить и своим светом изнутри все преобразовать… Рай — это внутри нас, там, в глубинах нашей тайны. Но есть и «Черный квадрат». Вот что нам говорит о надвигающейся катастрофе. И пока мы помним — мы живы. — На ваши спектакли ходит много молодых людей… — Конечно, и в Москве, и на гастролях у нас зал бывает на 70 процентов заполнен молодежью. Все очень разные. Но среди них есть эмоциональное меньшинство. Я подчеркиваю — эмоциональное, способное чувствовать. И это наше счастье. Они способны противостоять миру зла и денег. На них-то и держится наша планета. — Ваш театр, наконец-то, обрел свой дом, спустя двадцать лет после своего основания. За это время многое изменилось, эстрада и шоу стали агрессивнее. Вы готовы принять вызов? — Я пессимист по знанию, но оптимист по вере. Наш театр сопротивляется массовой культуре как может, у него другая функция. Все следуют за материальным, бытовым началом, а я говорю, что в театре важна прежде всего энергия. Только лишь она действует по-настоящему и способна изменить человека. А еще мы должны сохранить поэзию в театре, с ее уходом — уйдет и любовь. — И вы продолжаете развивать эту тему в новой постановке? — Категорически! Главный герой моего нового спектакля «И вдруг минувшим летом…» — тоже поэт. Его зовут Себастьян, и его творчество никому не нужно. Он всем своим существом, всей жизнью требовал у остальных почувствовать необходимость воодушевления и полета. И пострадал за это. На западе эту пьесу Теннесси Уильямса не поняли. Я знаю, в чем предвидение этого гения, в чем его сакральный смысл. — В декабре ждем еще одну вашу постановку. — Да, я нашел пьесу современника Шекспира, Джона Форда, и репетирую ее. Написана четыреста лет назад. Но как он говорит о современности! Как он смог предугадать наше время. Если не верите, послушайте новый альбом Дэвида Боуи, там есть песня по этой пьесе. Больше ничего не скажу. Ждите сюрприза. — В своих спектаклях вы говорите об очень важных темах. Важных, но не тех, что сейчас модно обсуждать… — Для меня никогда не имела значения мода. Я всегда ей сопротивлялся и этому учил и буду учить моих детей (Виктюк имеет в виду своих артистов — «ВМ»). Единственный помощник в нашей работе — это тишина. Из нее-то и рождаются спектакли в здании, спроектированном Мельниковым. К ней-то я и призываю прислушаться. — Действительно, в вашем театре умеют слушать тишину... — Конечно, ведь на это вся моя жизнь положена. — Кстати, о Константине Мельникове. Довольны реконструкцией здания, в котором разместится ваш театр? — Мы сделали все то, что завещал нам архитектор. Он спроек тировал Дом Света, но рабочие не поняли этого. Поэтому они заштукатурили окна, заблокировали нефы. Мы открыли все пространства для зрителей. И это больше не тот дом культуры, которым являлось здание все эти годы. Наши стены ограждают зрителя от тюрьмы, которая их ждет снаружи. Ведь мы соседствуем с «Матросской тишиной». Но я сейчас говорю, конечно, о духовной тюрьме, которой является внешний мир. — И как из нее сбежать обывателю? — Можно только жить и верить. Другого рецепта я не знаю. Отстаньте. СПРАВКА Роман Виктюк родился в 1936 году во Львове. В 1956-м окончил ГИТИС. Самые известные постановки — «Федра» и «Служанки» (обе — 1988 года). Всего поставил более сотни спектаклей. Театр Романа Виктюка открылся в 1990 году. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Счастье — это пауза между двумя несчастьями Жди эту паузу между двумя несчастьями. И она приходит... Я верю, что есть эта реальность и есть та реальность, которая над нами. И между ними нет никакой пропасти, они сообщаются. И что дает мне возможность общаться с ушедшими наставниками и близкими — это мое любимое слово «нежность» (далее...).

Роман Виктюк: Я пессимист по знанию, но оптимист по вере
© Вечерняя Москва