Войти в почту

Почему Депардье не приехал в Турцию за «Золотым апельсином»?

53-й Анталийский международный кинофестиваль прошел между двумя взрывами тихо и спокойно. Заставил переживать его дирекцию разве что Жерар Депардье. За три дня до вручения награды за достижения в карьере стало известно, что он в Турцию не приедет. 14 октября недалеко от Анталии обстреляли рыболовецкий порт. Прозвучало три выстрела, погиб один человек. 25 октября на парковке недалеко от Торгово-промышленной палаты прогремел еще один взрыв - пострадало несколько автомобилей. В тот день планировалось мероприятие с участием мэра города Мендереса Тюреля. Именно он стал покровителем Анталийского кинофестиваля и его президентом. Прежде киносмотр назывался «Золотой апельсин», но с 2016 года от старого бренда отказались, поскольку он не способствует росту международного престижа фестиваля, по мнению организаторов. Но награда «Золотой апельсин» осталась. Ее и должен был получить Депардье. Почему же он не приехал в Анталию? Знаменитый французский актер и гражданин России, конечно, не испугался взрывов. Он смелый человек и постоянно повторяет, что вырос в Марселе, с юных лет прошел огонь и воду и страха не ведает. Депардье толком не объяснил причину отсутствия. В письме, адресованном руководству фестиваля, он сообщил: «Эта награда очень важна для меня. Надеюсь, что смогу приехать в Анталию в следующем году и получить ее лично. Я благодарен всем, включая руководство Анталийского кинофестиваля, которое сочло возможным присудить мне награду, но я не смогу прибыть на церемонию». Зато прилетел из США 77-летний актер Харви Кейтель, получил аналогичную награду. В день открытия фестиваля чествовали Одри Тоту, которую тоже наградили за достижения в карьере, наверняка, не только потому, что она хорошая актриса. Может быть вспомнив про ее роль турецкой эмигрантки, живущей в Лондоне, в картине «Грязные прелести» британского классика Стивена Фрирза. Недавние события при всем спокойствии повседневной жизни дают о себе знать. Первое, что выдавали прибывшим из России участникам фестиваля, так это брошюру на русском языке «15 июля 2016 г: попытка «гюленовского» государственного переворота» (отчет о событиях)». Некоторые турецкие кинематографисты, числившиеся в оппозиции, которым пророчили печальную судьбу, присутствовали среди гостей и участников кинофестиваля. Две российских картины и одна, созданная при участии России, были представлены в разных анталийских программах. В международном конкурсе представлен был дебют «Чужой дом» грузинского режиссера Русудан Глурджидзе, созданный при поддержке Министерства культуры РФ. Русудан- за сорок, она снимала клипы и рекламу, продюсировала фильмы, а теперь сняла игровую картину о том, как одни люди оставляли свои дома, а другие их занимали во время гражданской войны в Грузии и Абхазии в 90-е. Одну из ролей сыграла Ольга Дыховичная. «Чужой дом» удостоен спецприза жюри под руководством британского режиссера Хью Хадсона. Вручавшая награду американская актриса и член жюри Энди Макдауэлл, призналась, что счастлива, поскольку эту картину снимала женщина. «Иногда фильм становится твоим прибежищем. Он следует за тобой, и ты начинаешь видеть мир иначе. Это провидческий фильм» - сказала она. В «Панораме» наряду с такими знаменитыми фильмами как «Тони Эрдманн» и «Капитан Фантастик» показали полнометражную документальную ленту «Рудольф Нуреев. Остров его мечты» Евгении Тирдатовой. Снята она в Турции и при участии турецкой стороны. Именно сюда с 1981 по 90-е годы много раз приезжал наш выдающийся соотечественник, танцор и хореограф, которого знает весь мир. Он мечтал купить в Турции остров своей мечты. Как рассказывают его близкие и друзья, Нуреев скучал по своей матери и родной культуре. Вот его и влекла Турция, похожая на родную Башкирию. Евгения Тирдатова нашла уникальную любительскую и слегка шокирующую съемку, сделанную в Турции друзьями Нуреева. «Тряпичный союз» Михаила Местецкого участвовал в программе «Полуночный показ», куда вошли только три картины, включая южнокорейский фильм про вампиров «Поезд в Бусан», собравший невообразимое количество зрителей на родине. «Тряпичный союз», премьера которого состоялась год назад на сочинском «Кинотавре», всего лишь полгода живет насыщенной фестивальной жизнью. И создавался она долго. События фильма происходят в конце 90-х-начале 2000-ных. Его героями стали молодые ребята, живущие абсолютно сумасшедшей жизнью, создавшие некий «Тряпичный союз», чтобы перевернуть мир. Съемки, судя по всему, тоже были сумасшедшими, снимали даже в голове Петра I работы Церетели. Камертоном для режиссера-дебютанта стала история художника Павла Филонова, мечтавшего написать картину такой мощи, чтобы она держалась на стене без гвоздя. Одна и та же турецкая картина могла одновременно участвовать в международном и национальном конкурсах. Так было с фильмом «Clair-obscur», названном как песня. Он получил главную награду «Золотой апельсин» и 50 тысяч евро в международном конкурсе. Вручая награду, Хью Хадсон подчеркнул, что фильм полон мастерства в каждой детали. Актрису Эceм Узун, сыгравшую одну из двух главных ролей в этой картине, посвященной женским проблемам, отметили сразу два жюри – международное и национальное. Режиссер Есим Устауглу – тоже женщина. Ее работа отмечена жюри национального конкурса в номинации «Лучший режиссер». Испанская картина «Открытая дверь» Марины Сересески сделана в стиле Альмадовара, но без его былого блеска. Международное жюри отметило ее за лучший сценарий, написанный самой Сересески. Публика присудила «Открытой двери» приз зрительских симпатий. Ее героиней стала семилетняя русская девочка Люба, которую испанские соседи называют то Луба, то Малуба. После смерти непутевой русской матери, умершей от передозировки (из трех слов, которые она произносит, два нецензурных), ребенок пробирается в квартиру потомственной проститутки зрелых лет, благо дверь открыта. Эксцентричная мамаша этой многострадальной труженицы, прикованная к инвалидной коляске, подружится с Любой, скажет в защиту ребенка: «Эта русская готовит такой омлет!». Брата Любы Юрия сыграл молодой испанский актер Эмилио Паласиос, знающий по-русски едва ли не единственное слово «пожалуйста». Но полного отморозка он сыграл убедительно. То, какими мы видимся европейцам, может только ужасать, и дело тут не в художественных и смысловых штампах отдельно взятого автора картины. Жюри национального конкурса возглавлял турецкий кинорежиссер Каплан Капланоглу, известный по фильмам «Яйцо» и «Мед», отмеченным «Золотым медведем» Берлинале. Его жюри посмотрело 12 турецких картин, 8 из которых - дебюты. «Лучшим фильмом» стал «Голубой велосипед» режиссера Умит Кёчекен о 13-летем мальчике. Помимо «Золотого апельсина» создатели картины получили 100 тысяч турецких лир. Отмечена картина и за лучший сценарий.

Почему Депардье не приехал в Турцию за «Золотым апельсином»?
© Московский Комсомолец