Гамлет в погонах. Легендарная постановка отметила юбилей
18 октября на Большой сцене Центрального академического театра Российской армии в сотый раз был сыгран спектакль Бориса Морозова «Гамлет». Он приурочен к 110-летию композитора Дмитрия Шостаковича.Худрук Театра Российской армии Борис Морозов поставил трагедию Шекспира 10 лет назад, к 100-летию Дмитрия Шостаковича. Его симфоническая музыка, написанная к кинофильму Григория Козинцева «Гамлет» 1964 года с Иннокентием Смоктуновским в роли принца Датского, звучит в этой постановке. Первые аккорды — сразу после первой обличительной речи Гамлета о том, что «тупой разгул позорит нас среди других народов». Режиссер с помощью великой музыки сразу дает понять, что наследник датского престола не только одержим местью за убитого отца, не только борется с сомнениями — вступать ли ему на тропу войны, наказывать ли мать и дядю, но и думает о своей стране, о народе, о культуре. «Трудно писать музыку к пьесам Шекспира, — вспоминал Шостакович. — Автор «Гамлета» и «Короля Лира» абсолютно не терпит банальности. Ему также чужды мелкотравчатые эмоции. Мне кажется, что когда говорят о масштабности Шекспира, то надо иметь в виду внутреннюю масштабность и широту дыхания». Режиссер Григорий Козинцев писал, что музыку Шостаковича никак нельзя назвать музыкой для кино. Она существует сама по себе. Она может быть связана с чем-то. Это может быть внутренний мир автора, который говорит о чем-то, что навеяно на него какими-то явлениями жизни или искусства. В спектакле Бориса Морозова музыку Шостаковича исполняет оркестр Министерства обороны России, и звучит она традиционно — из оркестровой ямы. «Гамлет» в Театре Российской армии — самый масштабный, самый широкий, самый насыщенный спектакль за последние годы на столичной сцене. Здесь нет мебели, быта... Королевский замок, похожий на тюрьму, вокруг которого происходит действие трагедии, — темно-красные плиты стен и люди — короли, принцы, их подданные, друзья, недруги и призрак отца Гамлета. В спектакле он вполне реальный, и он — государственный. Призрак-отец дает четкую установку сыну: «Ты должен отомстить». Призрак-отец требует у сына клятвы. Впоследствии Гамлет настаивает, чтобы его друзья, посвященные в тайну «призрака», тоже дали клятву. На мечах. Кстати, настоящих рыцарских поединков в «армейском» «Гамлете» более чем, и все они достоверны той эпохе. Исполнитель роли Гамлета — потомственный актер Николай Лазарев — играет человека сильного, серьезного, страстного, смелого, непокорного, решительного и очень одинокого. До монолога «Быть или не быть?» Гамлет в спектакле Бориса Морозова готов пойти на все, чтобы исполнить клятву о возмездии. Он не боится смерти. Он боится только одного — позора для своей фамилии и страны. Рассказ отца о насильственной смерти от руки подлого Клавдия лишил принца какой бы то ни было жалости. Николай Лазарев перед выходом на сцену в сотом «Гамлете» сказал «ВМ»: — Даже трудно поверить, что уже девяносто девять раз я произнес фразу «Быть или не быть?» За эти годы изменился мир, изменились и мы. Многое в роли принца Датского я стал понимать только по прошествии лет. В этом и есть сила великой драматургии Шекспира, ее тайна и бесконечность! Волнуюсь, как и в день премьеры. Актерский ансамбль — великолепный. Офелию играет дочь Бориса Морозова — Татьяна Морозова. Королеву Гертруду — народная артистка России Ольга Богданова, канцлера Полония — народный артист России Валерий Абрамов, Клавдия — заслуженный артист России Андрей Новиков. В Театре Российской армии служат (причем служат — в буквальном смысле: здесь все актеры с погонами) актеры с очень большой энергетикой, сильным голосом, иначе это громадное «армейское» пространство не покорить. Особо следует отметить выдающуюся сценографию народного художника России Михаила Курилко-Рюмина, происходящего из рода декабристов Бестужевых-Рюминых. «Гамлет» — последняя театральная работа мастера. В 2012 году Михаила Михайловича не стало. Он не дожил год до 90-летия, а в свое время встречался с Дмитрием Шостаковичем. Оба — петербуржцы, оба внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной. Художник потерял на войне руку и при этом создал 100 декораций к спектаклям. СПРАВКА В истории мировой сценической культуры Центральный академический театр Российской армии занимает уникальное место. Созданный в 1930 году, театр стал ярким образцом отечественного искусства сцены, а также инициатором проектов международного масштаба. В труппе театра блистали Фаина Раневская, Людмила Касаткина, Владимир Сошальский и другие звезды. До сих пор служат Людмила Чурсина, Владимир Зельдин, Лариса Голубкина, ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Анну Каренину не спасут. Но споют и потанцуют от души В Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко и в Театре оперетты состоялись премьеры по роману «Анна Каренина». Балет Кристиана Шпука не особенно впечатлил обозревателя «ВМ». А вот мюзикл, по его мнению, удался (далее...).