Войти в почту

Детище Хрущева на "заговоренном" месте

Артем Кречетников Русская служба Би-би-си, Москва 55 лет назад, 17 октября 1961 года, был открыт Кремлевский дворец съездов (с 1992 года Государственный Кремлевский дворец) - самый известный и масштабный памятник архитектурного соцмодернизма. Утром там состоялось первое заседание XXII съезда КПСС, а вечером балетная труппа Большого театра исполнила для делегатов фрагмент "Лебединого озера". Циклопическое здание из железобетона и стекла, отделанное анодированным алюминием, резко диссонирует с кремлевскими стенами, башнями и соборами. Кремль признан частью всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, но Дворец съездов исключен из него специальной оговоркой. Вместе с тем, по мнению многих, здание, какое оно есть, и именно там, где стоит, символизирует отечественную историю с ее причудливыми зигзагами. По мистическому совпадению, те, кто в прошлом пытался обосноваться на его месте, кончали плохо. Интересные факты Идея создания нового грандиозного дворца для съездов Коммунистической партии, непременно в Кремле, принадлежала лично Никите Хрущеву. При этом советский лидер хотел, чтобы дворец использовался и для концертов и других культурных мероприятий, то есть служил народу. При Сталине Кремль был закрыт для публики. Черно-белый Хрущев 40 лет спустя "Дорогой Никита Сергеевич": как снимали Хрущева "Звезды" в стране "винтиков": "оттепель" Хрущев рассматривал Дворец съездов как своеобразный ответ сталинскому Дворцу Советов, который так и не был построен. По воспоминаниям близких людей, он мечтал, что в его детище в 1980 году провозгласят наступление коммунизма. Вероятно, в противовес монументальному и давящему "сталинскому ампиру", Никита Сергеевич любил минималистские стеклянно-бетонные параллелепипеды, находя этот стиль современным и демократичным. Помимо Дворца съездов, его главными памятниками в Москве стали Новый Арбат, жилой район Новые Черемушки и разрушенная ныне гостиница "Россия". Гостиница "Россия" как зеркало истории Под патронажем главы партии и правительства дворец был возведен за 16 месяцев, так что руководитель проекта Михаил Посохин на банкете в честь открытия имел основания назвать Хрущева его "главным зодчим", а само здание - "детищем оттепели". На конкурс были представлены 12 проектов. Победила команда главного архитектора Москвы Посохина, удостоенная впоследствии Ленинской премии. Среди создателей дворца был отец знаменитого рок-музыканта Андрея Макаревича, архитектор Глеб Макаревич. Первоначально планировался зал на четыре тысячи мест (примерно столько делегатов участвовало в партийных съездах). Узнав, что на площади Тяньаньмэнь в Пекине к 10-летию КНР возводится зал на 10 тысяч, Хрущев распорядился максимально увеличить вместимость. Возникла дилемма: либо строить не в Кремле, где размер здания ограничивала архитектурная среда, либо отказаться от мысли превзойти китайцев. Тем не менее, архитекторы сумели нарастить число кресел до шести тысяч, в частности, спрятав гардеробы и часть технических служб под землю. Без учета дворцов спорта и крытых стадионов, зал по сей день является крупнейшим в России. Открытый в октябре 2009 года "Крокус Сити Холл" способен вместить до 7200 человек, но при условии, что зрители в партере не сидят, а танцуют. В день закрытия XXII съезда КПСС 30 октября в Кремлевском дворце съездов было принято решение о выносе из мавзолея тела Сталина. Как в СССР и России разоблачали Сталина В дальнейшем там проходили все съезды "руководящей и направляющей силы советского общества" вплоть до последнего, XXVIII, а также форумы профсоюзов и комсомола. После 1991 года партийные мероприятия состоялись в зале дважды: в октябре 1999 года съезд Партии пенсионеров и в апреле 2008 года съезд "Справедливой России". Во времена СССР престижный зал предоставлялся в основном для классического балета, оперы и фольклорных хореографических ансамблей. В 1990-е годы там пели Элтон Джон, Дэвид Боуи, Род Стюарт, Джо Кокер и Эрик Клэптон. Билеты стоили недешево. Зрители, состоявшиеся люди, чья молодость пришлась на годы советских запретов, испытывали особое удовольствие, слушая западный рок в святилище КПСС. Как Дэвид Боуи выступал в Москве: худший концерт в карьере С 1962 года до наших дней во дворце проводятся "кремлевские елки" - новогодние представления для детей, считающиеся главными в России. В канун нового 1964 года молодые авторы, впоследствии популярные писатели и создатели культовых мультфильмов Эдуард Успенский, Александр Курляндский и Аркадий Хайт впервые подготовили сценарий без идеологии. В ходе строительства дворца велись археологические раскопки, однако основательно обследовать территорию ученые не смогли из-за спешки. Чтобы освободить место, снесли старое здание Оружейной палаты начала XIX века и несколько казенных корпусов, не имевших важного исторического и эстетического значения, а также передвинули Царь-пушку. Царь-пушка: шедевр русского гения или "дикая игрушка"? Храм Василия Блаженного: визитной карточке России - 450 При советской власти в Кремле уничтожили 12 ценных исторических памятников, в том числе девять церквей и монастырей, но мнение, будто разрушением занимались лишь коммунисты, неверно. С конца XV века Кремль практически непрерывно и беспощадно перестраивался в соответствии с меняющейся модой и вкусами правителей. Особенно отличились в этом Екатерина II и Николай I. В 1492 году великий князь Иван III и его жена Софья Палеолог стали возводить на месте, где ныне находится ГКД, новые палаты. Всего через несколько месяцев на стройке возник грандиозный пожар, охвативший Кремль и значительную часть города. Именно тогда родилась поговорка: "От копеечной свечи Москва сгорела". Примерно через сто лет там поселился царь-неудачник Борис Годунов, еще полвека спустя - патриарх Никон, вскоре расстриженный и сосланный. В первые годы советской власти в снесенных впоследствии корпусах какое-то время жили Троцкий, Каменев, Бухарин и Рыков. В 1991 году москвичи шутили, что КПСС построила себе дворец на гиблом месте, и тоже плохо кончила.

Детище Хрущева на "заговоренном" месте
© BBCRussian.com