Боб Дилан в кино: Пекинпа, "Хранители" и Дэвид Линч

15 минут. Именно столько (если верить другому великому барду - Леонарду Коэну) потребовалось Бобу Дилану, чтобы написать, пожалуй, одну из лучших своих вещей - I and I. Теперь она - вместе с десятками других - признана частью "великой американской песенной традиции". "Бобочка" - так его ласково называют российские поклонники - лауреат Нобелевской премии по литературе. Впрочем, нам он интересен не только как выдающийся поэт, но и как человек, имеющий непосредственное отношение к кинематографу. В связи с этим мы написали короткую справку о ролях Боба Дилана, саундтреках его авторства и одном-единственном - зато каком! - байопике. Дилан-актер Как ни странно, при всей харизме Роберта Аллена Циммермана и его потенциальной киногеничности играть в художественных фильмах его звали не так уж часто. Хотя дебютировал он более чем убедительно: составил компанию Джеймсу Коберну и Крису Кристофферсону в культовом вестерне Сэма Пекинпы. Речь, конечно, о "Пэте Гэрретте и Билли Киде". Впрочем, слово "дебют" тут подходит условно: еще в 60-х Боб "засветился" в парочке телевизионных пьес, но они прошли практически незамеченными. Как и большинство ролей после сотрудничества с Пекинпой. Были, например, "Огненные сердца" и снятые лично Диланом "Ренальдо и Клара". Рекомендовать их можем лишь завзятым фанатам. Дилан в документальных фильмах А вот достойных самого пристального внимания неигровых лент с Бобом Диланом - вагон и маленькая тележка. Перечислим лишь самые заметные. "Последний вальс" - грандиозный фильм-концерт с участием Нила Янга, Эрика Клэптона и Мадди Уотерса. "Съешь документ" - зафиксированное на пленку турне Боба по Великобритании. "Бобфест" - запись феерического трибьюта маэстро в Мэдисон-сквере (хиты живой легенды играли Джонни Кэш, Стиви Уандер и даже Лу Рид). И, конечно, никак нельзя обойти картину "Нет пути домой", снятую Мартином Скорсезе. Последняя - лучший вариант для тех, кто не знает, с чего начать свое знакомство с богатой на события (не только музыкальные) дилановской биографией. Дилан - автор саундтреков Несть числа лентам, в которых звучали песни Боба Дилана. Для одних он специально сочинял тексты и музыку. Так было, например, с тем же "Пэтом Гэрреттом": знаменитая Knockin' on Heaven's Door - именно оттуда. И с "Вундеркиндами" (композицию Things Have Changed отметили "Оскаром"). Для других - предоставлял уже готовые композиции. Rainy Day Women #12 & 35 была в "Форресте Гампе". It’s Alright Ma I’m Only Bleeding - в "Беспечном ездоке". The Man In Me - в "Большом Лебовском". А еще золотой фонд голливудского кино, без сомнений, вошла стартовая сцена "Хранителей". Нам показывают супергероев, якобы участвовавших в ключевых событиях истории США с 1939-го по 1985-й. Снято все в изумительной винтажной стилистике, а фоном играет The Times They Are A-Changin. "Меня там нет" Дилан - человек и музыкант множества ипостасей. За свою долгую карьеру он успел побывать фолк-исполнителем, блюзменом и рокнролльщиком. И все это творческое многообразие смог блестяще отразить Тодд Хейнс - режиссер биографической драмы I'm not There. Боба (точнее, его альтер-эго) в ней играют сразу несколько актеров. Темнокожий мальчик с гитарой, на которой написано "Эта штука убивает фашистов". Кристиан Бэйл - парень по имени Джек Роллинс, открывающий для себя христианство. Коротко стриженная Кейт Бланшетт - Джуд Куинн - "зависает" с молодыми "битлами" и переходит от акустики к электричеству. Фильм, конечно, непрост и многослоен. Но в некотором смысле - почти шедеврален. Дэвид Линч Казалось бы, мы сегодня говорим о Дилане. Так при чем тут автор "Твин Пикс" и "Внутренней империи"? Ответ прост: Дэвид Линч неоднократно называл Боба одним из наиболее повлиявших на него американских артистов. И особенно тепло отзывался о пластинке Time Out of Mind - отличном образце музыкального нуара. Разумеется, Линч-музыкант, записывая свой замечательный альбом The Big Dream, просто не мог обойтись без кавера на дилановский трек. Поэтому бонусом - The Ballad of Hollis Brown. Текст - Боба Дилана. Голос и музыка - Дэвида Линча.