«Ученик» Россия, реж. Кирилл Серебренников, в ролях: Пётр Скворцов, Виктория Исакова, Юлия Ауг, Александр Горчилин, Светлана Брагарник, Александра Ревенко, Антон Васильев, Николай Рощин, Ирина Рудницкая, Марина Клещева. Страница фильма Мать была бы рада, будь у неё просто «нормальный трудный подросток», но ведь нет — ни с того ни с сего её Вениамин вдруг начал сыпать цитатами из Библии, проповедовать, заявлять об оскорблении его религиозных чувств, объявлять войну с безнравственностью, упрекать её в том, что разведена («Бог будет судить тебя»), после чего утешать: «У Господа на тебя большие прекрасные планы, помни об этом, пожалуйста». «Это наркотики?» — подозревает мать, но это лишь по-своему прочитанное и понятое Священное писание: самые яркие фразы Вениамин попросту выхватывает из контекста, давая им хлёсткую и порой вольную трактовку. Всё бы ничего, только юноша в своём религиозном бдении начинает яростную атаку на собственную школу — сперва выступая против бикини одноклассниц (их меняют на закрытые купальники), а потом с пеной у рта доказывая, что Библия не может лгать, а потому человек вовсе не произошёл от обезьяны. Трейлер фильма «Ученик» В ситуации, когда фильмы о российской действительности (снятые по принципу «Рашка-говняшка», как метко отметил министр культуры) перестали поддерживаться государством, некоторые режиссёры удивительным образом стали работать на опережение. Затевая кино, они предрекают какие-то уж совсем абсурдные вещи, но пока лента снимается, монтируется и ждёт своего прокатного часа, многое (если не всё) неожиданно сбывается — и картина оказывается аккурат на злобу дня. Вышедший на прошлой неделе «Коллектор», конечно, не самый очевидный пример, но вот с «Учеником» Кирилл Серебренников угадал как никто. Ещё в мае, когда фильм показали в рамках «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля, ещё в июне, когда он был отмечен премией за режиссуру на «Кинотавре», сказанное здесь не звучало, пожалуй, так сильно. Но вот у нас новый министр образования, а Льва Толстого в школах предлагают заменить Библией. Так что «Ученик» выходит как нельзя кстати — и будет очень хорошо, если он породит общественную дискуссию, хотя бы отчасти сравнимую с «Левиафаном». Вопросы, предлагаемые фильмом, точны и болезненны. Где та грань, что отделяет светское общество от религиозных догматов? Где тот щит, что уберёг бы науку от божественных представлений? Почему спасение души важнее предохранения от венерических заболеваний? И каким образом поддакивающее лицемерие оказывается превыше голоса здравого разума?.. Обильно цитируя (устами героя) Библию, режиссёр дотошно выводит на экран ссылки по каждому изречению: это — от Матфея, это — от Луки, это — от Иоанна. Всё сказано, как написано; только действительно ли именно это имелось в виду? Правильно ли мы понимаем святой текст, выдёргивая из него по своему усмотрению удобные нам фразы?.. И даже если написано и имелось в виду именно это, следует ли в XXI веке безоговорочно воспринимать священный текст за руководство к действию?.. Хорошее кино, как не раз уже было сказано, не обязано давать готовые ответы: за себя всё скажут правильно поставленные вопросы. Самые слабые места фильма Серебренникова (основанного на пьесе современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга) — это всё, что касается выводов. Чем ближе к финалу, тем отчётливее становится ясно: режиссёр не знает, что ждёт теперь героя и его школу. Он мог бы, конечно, накрутить ситуацию уж совсем до полного абсурда (глядишь, тоже сбылось бы), но сбивается, почему-то предпочитая «драматический ход» и открытое многоточие. Возможно, это от того, что пророчество пророчеству рознь — и порой лучше нарушить логику повествования, чем раскрывать перед зрителем ужасающую (возможно) перспективу. Тем более что важен и интересен не сюжетный умысел одного конкретного произведения, а то, чем в итоге могут обернуться основы православной культуры в настоящих российских школах. А этого не понять ни за пару часов, ни даже за ближайшие годы: эффект станет очевиден лишь после того, как подрастёт по-новому воспитанное поколение.