Войти в почту

Историк в воскресной школе при ХХС, или как понять "Явление Христа народу"

МОСКВА, 4 окт – РИА Новости, Алина Медведская. Почему Основы религиозной культуры в школах не должны преподавать священники, как объяснить пятилетнему ребенку Библию и как научиться не воспринимать картину "Явление Христа народу" изображением завернувшегося в плащ человека, идущего откуда-то издалека. Решать в своей повседневной жизни такие вопросы приходится Сергею Цыбульскому, который совмещает работу учителя истории в обычной школе и преподавание в воскресной школе при храме Христа Спасителя (ХХС). О своей работе педагог рассказал РИА Новости накануне Дня учителя. Не урок, а дискуссия Урок Цыбульского в 10-м классе напоминает дружеский разговор: ученики, хотя и внимательно слушают педагога, довольно бойко вставляют в его речь вопросы, комментарии и даже возражения. Тема урока – культура Древней Греции: на экране появляется слайд – первые глиняные идолы весьма специфической формы, ученики улыбаются. "Это люди, если что! Давайте-ка без смеха", — просит учитель, но не может сдержать улыбку сам. Учитель истории Сергей Цибульский в лицее при Высшей школе экономики в Москве Сергей Леонидович работает школьным учителем уже около 15 лет. В гимназии № 1409 он преподает историю и историю мировых религий, но также учит детей и в воскресной школе при храме Христа Спасителя. Цыбульскому 37 лет, но за его плечами уже два высших образования (МГПУ и Свято-Тихоновский богословский институт), аспирантура (РГГУ) и звание лауреата в конкурсе "Учитель года Москвы-2014". Он продолжает учиться и сейчас – в магистратуре Высшей школы экономики по программе "Управление образованием". Чтобы поговорить с ним, пришлось долго ждать: после звонка дети обступили учителя и не отпускали, задавая все новые и новые вопросы. К счастью для них – это был последний урок, и времени было предостаточно. Простое в сложном Заинтересовать учеников трудным материалом, говорит Цыбульский, можно, если увидеть простое в сложном. "Учитель – это интерпретатор. Зачастую ученому очень сложно рассказать ту тему, которой он занимается всю жизнь, по одной простой причине: он не видит ее с точки зрения простого обывателя. А моя задача – увидеть сложное и рассказать об этом языком, понятным ребенку. Конечно, весь материал нужно пропустить через себя: начиная от первобытного общества, заканчивая падением Берлинской стены, экономическими кризисами. И надо все это рассказать еще так, чтобы это было и нескучно", — объясняет он. Выбор специализации был предопределен для него с детства. "Моя мама – гид-переводчик, она работала с туристами из Чехословакии, но первое ее образование – педагогическое. Она всегда рассказывала, как работала в школе, в лаборатории… Когда мама ездила с туристами, то брала меня с собой. Память у ребенка хорошая, конечно, если раз шесть пройти, ты все экспонаты знаешь наизусть. И когда мы с классом пошли в Оружейную палату, я помню, что проводил параллельную экскурсию. И мне так это нравилось. Мне было так интересно", — вспоминает Цыбульский. Учитель истории Сергей Цибульский во время урока в десятом классе лицея при Высшей школе экономики в Москве А пять лет назад Сергею предложили преподавать в воскресной школе при храме Христа Спасителя. В то время педагог получал второе высшее в Свято-Тихоновском богословском институте и был рад возможности закрепить свои знания на практике. "Мне отдали самую младшую группу, то есть дети даже читать не умели. Меня коллеги предупреждали, что детки самостоятельные, но разные сложности могут случаться. Они, понятное дело, и случались. И вот надо было построить занятия таким образом, чтобы объяснить сложнейший материал языком, понятным пятилетнему ребенку. Найти такие связи, такие ассоциации, чтобы он это запомнил. Я решил, что рассказывая библейские сюжеты, буду проводить параллели с историями из повседневной жизни ребенка, тогда материал будет не просто "преданьем старины глубокой", а сможет послужить практическим руководством", — вспоминает он. Преподаватель начал использовать на уроках мультфильмы, диафильмы, рисунки и поделки. Часто обсуждал с ребятами увиденное, чтобы закрепить материал, так они учились сопоставлять, анализировать, описывать. "Имея опыт преподавания в воскресной школе, сейчас я уже преподаю в четвертом классе (общеобразовательной школы – ред.) основы православной культуры. И я прекрасно понимаю, что и как нужно объяснить", — признается собеседник. "Явление Христа народу" как красивая картинка "Я считаю, это гиперважный предмет, это очень важный предмет, просто не все понимают, зачем он нужен. Сейчас уже некоторые педагоги говорят о необходимости продлить этот предмет чуть ли не до 11-го класса", — говорит Цыбульский о преподавании основ религии. Учитель истории Сергей Цибульский во время урока в десятом классе лицея при Высшей школе экономики в Москве "Основы религиозной культуры и светской этики" включают шесть направлений: светская этика, основы православной культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы исламской культуры и основы мировой религии. Это обязательный предмет для учеников 4-го класса. Если из 20 учеников в классе 15 выберут светскую этику, трое — православие, а двое – ислам, то школа обязана предоставить педагогов по всем этим направлениям. Именно в этом, считает Цыбульский, и кроется одна из проблем, связанная с предметом. "Для него должны быть специальные учителя. Преподают обычно учителя начальной школы. Но они не очень готовы к этому предмету, они приходили учить детей математике, русскому, литературе. Это великие люди, я не представлю, как можно 8 часов в день проводить с абсолютно неконтролируемыми детьми и при этом сохранять самообладание. Но эти великие люди не подписывались изначально преподавать философские дисциплины", — объясняет он. И вот тут, по мнению учителя, возникает вторая важная проблема, связанная с этим предметом – непонимание того, что "религия в рамках этого предмета преподносится с точки зрения культурологии, не более". "Среди моих учеников 4-го класса встречаются мусульмане, которые слушают основы православной культуры. Родители сказали: вот ты живешь в православной среде, будь любезен, походи на уроки, посмотри, что это такое, а ислам мы тебе дома объясним. Я считаю, что это очень важный момент. Потрясающе важный", — подчеркивает он. Сергей Леонидович убежден, что религия играет важнейшую роль в понимании и других предметов. Большая часть русской литературы связана с религией, история – тесно связана с символами и культами. Не зная основ православия, невозможно понять многие величайшие произведения. "При этом я противник того, чтобы в школу приходили священники объяснять этот предмет, по одной простой причине: школа должна оставаться абсолютно светским заведением, — признается он. – Но дети должны получить какие-то представления о религиях, которые их окружают. Здесь очень много разных подводных камней". "И сколько бы они ни ходили в Третьяковку. Если не понимать глубинного смысла картины Иванова "Явление Христа народу", то это просто красиво нарисованная картинка с человеком, который завернут в синий плащ и идет откуда-то издалека", — резюмирует Цыбульский. Во всем виноват педегог Сергей Леонидович поделился еще одной важной проблемой, с которой сталкиваются учителя – это взаимоотношения между преподавателями и родителями учеников. Учитель истории Сергей Цибульский во время урока в десятом классе лицея при Высшей школе экономики в Москве "Если в советское и в постсоветское время родители с уважением относились к педагогу, доверяли ему и понимали, что вот этот человек, который прекрасно во всем разбирается, а твой оболтус ни в чем не разбирается, поэтому у него двойка. То сейчас получается по-другому совершенно: оболтус у тебя молодец, а двойку ты поставил сам себе, так как это ты плохой педагог", — описывает он сложившуюся ситуацию. Теперь, сетует преподаватель, родители идут в школу с представлением, что они заказчики. "Так как они налогоплательщики, конечно, отчасти так оно и есть. Но когда условия диктуют люди, далекие от профессии, — это серьезная проблема, особенно для молодого педагога, который только пришел в школу", — добавляет он, напоминая, что проблему образования как "услуги" недавно поднимала и глава Минобрнауки Ольга Васильева. Сергей Цыбульский – человек, влюбленный в свое дело, это очевидно. Но в любой, даже любимой работе, всегда есть сложности. "Школа – это не станок, который выключил и пошел чай попить. Это же живые дети. И ты постоянно должен находиться начеку, должен контролировать, что происходит в кабинете, в коридоре и так далее. К этому постепенно привыкаешь, естественно", — отвечает он на вопрос о том, что же самое непростое в его работе. Немного подумав, добавляет: "Требования и задачи профессии меняются, и ты меняешься вместе с ними". "В тебе появляется такая "училка", которая всегда сидит внутри. Это образ жизни, это уже не переломишь. Вот идешь мимо, там дети на качелях катаются, обязательно скажешь им "аккуратнее". Но у тебя же это автоматически срабатывает. А так… у меня никогда не было желания уйти из профессии", — говорит учитель.