МОСКВА, 3 октября 2016 г. /Оргкомитет конгресса/. В рамках конгресса "Психическое здоровье человека XXI века" параллельно пройдет первый кинофестиваль "ДОКУ-MENTAL", посвященный людям с психическими особенностями. Нормальные люди – кто они? По каким критериям социум определяет "нормальность" того или иного человека? Чем живут те, кто отличается от большинства и воспринимает окружающий мир иначе? Возможна ли адаптация этих "других", "чужих", "странных" индивидуумов к тому, что считается обычным? Как наладить коммуникацию между "нормальными" и "ненормальными" представителями одного человеческого общества? "ДОКУ-MENTAL" – панорама игровых и документальных картин, рассматривающих острый вопрос "нормальности" с разных сторон. В программе два классических голливудских фильма и семь неигровых работ из России, Европы и США. "Фабрика грез" смотрит на проблему с изрядным оптимизмом, не избегая и воодушевляющего художественного вымысла: не каждый аутист обладает потрясающей способностью героя "Человека дождя" – за миг определить число упавших на пол зубочисток. А легендарный "Форрест Гамп" – вообще одна из главных сказок ХХ века. Документальные фильмы имеют дело только с правдой, они жестче, но как бы тяжело ни приходилось их героям, авторы этих картин не склонны к пессимизму. Можно понимать друг друга. Надо помогать друг другу. И если есть бесспорная норма, то это постоянная необходимость взаимной адаптации и коммуникации. Фестиваль открывает новый формат дискуссии – после каждого показа в зале состоится открытое обсуждение, в котором зрители вместе с известными кинокритиками и специалистами по психиатрии смогут проанализировать характеры героев и их восприятие окружающего мира. Свое участие в проекте подтвердили Антон Долин, Андрей Плахов, Алиса Таежная и другие. "Анимированная жизнь" / Life, Animated Роджер Росс Уильямс, США, 2016 Оуэн Саскинд – взрослый мужчина, который любит мультфильм про Питера Пэна так, как мало кто из детей. Он вообще любит диснеевские мультфильмы, более того, он знает их наизусть. Для него истории Аладдина, Бэмби, Русалочки и Короля Льва больше чем просто увлекательные сказки: это его язык, его способ свыкнуться с миром и людьми, и деревянный неслух Пиноккио – путь к самосознанию, а львенок Симба – к дружбе. Диагноз "аутизм" был поставлен Оуэну в три года, когда он вдруг перестал общаться с окружающими: эти изменения "будто похитили нашего ребенка", рассказывает отец Оуэна, известный журналист Рон Саскинд. Способность заново понимать и выражать себя герой обрел лишь благодаря мультфильмам. Фильм, одержавший победу в документальной секции кинофестиваля "Сандэнс", зачаровывает жизнелюбием и оригинальной кинематографической формой: хроника здесь на равных правах с анимацией, воскрешающей воспоминания. А еще это отлично рассказанная и актуальная для каждого история обретения самостоятельности. Награды и фестивали: Кинофестиваль "Сандэнс" – лучшая режиссура Международный кинофестиваль Hot Docs – участник программы Международный фестиваль документальных фильмов в Шеффилде – участник программы "Гэри Ньюман: Андроид в Ла Ла Лэнд" / Gary Numan: Android in La La Land Стив Рид, Роб Александр, Великобритания, 2016 Гэри Ньюман – легенда британского нью-вейва, одна из самых ярких музыкальных звезд рубежа 1970-80-х годов, создатель эффектного сценического имиджа, заставившего газеты задаваться вопросом "Is Numan Human?". Счастливый семьянин, воспитывающий трех дочерей. И при этом обладатель непростого характера и нестабильной психики, не раз проходивший медикаментозное лечение. Человек, уверенный в том, что страдает синдромом Аспергера. Режиссерский дуэт этого фильма-портрета застает Ньюмана отшельничающим в британской глубинке и подробно запечатлевает момент возвращения к активной концертной и студийной деятельности; из тихой глуши – в Лос-Анджелес. Это монологи Ньюмана в период записи альбома ‘Splinter’, носящего подзаголовок ‘Songs from a Broken Mind’. Впечатляющий пример усмирения внутренних демонов и образец того, как находиться в ладу со своим пусть даже сломанным сознанием. Награды и фестивали: Международный кинофестиваль в Эдинбурге – участник программы Международный кинофестиваль в Ист Энде (Лондон) – участник программы "Слететь с рельсов" / Off the Rails Адам Ирвинг, США, Канада, 2016 Дариус МакКоллум – человек, чья жизнь похожа на выдумку голливудских сценаристов. Но нет, он не выдумка, он настоящий, он живой, ну а в том, что Голливуд рано или поздно экранизирует его жизнь, сомневаться не приходится, ведь эта жизнь – готовый сюжет авантюрного приключенческого фильма. МакКоллум – человек с синдромом Аспергера, превративший свойственную многим аутистам склонность к ритуализации и любовь к строгому расписанию в необычное хобби. Все началось в 1978-м, когда обожавший механизмы и водивший дружбу с машинистом метро подросток МакКоллум «захватил» поезд. С тех пор он угонял поезда и автобусы десятки раз. Сроки его тюремных заключений измеряются годами – и сейчас, пока мы смотрим фильм, МакКоллум ждет нового процесса, грозящего ему 15 годами за решеткой. Захватывающий фильм о страсти и свободе (а вовсе не о психическом недуге) дает слово непосредственно герою – обаятельному и бескорыстному уголовнику, вслушивается в свидетельства его родных, близких, адвокатов и обвинителей, цитирует трогательную тюремную переписку с любимой мамой и пользуется исключительно хроникой, лишь в редких случаях позволяя игровую реконструкцию событий. Награды и фестивали: Международный кинофестиваль Hot Docs – участник программы "Дон Жуан" / Don Juan Ежи Сладковский, Швеция – Финляндия, 2015 "Мама привела меня, чтобы я изменился и стал нормальным человеком", – говорит 22-летний Олег, юноша-аутист, пациент клуба "Здоровья", школы драматического искусства и диких частных, то ли психотерапевтических, то ли, наоборот, калечащих психику практик. Его неумеренно заботливая мама агрессивно вторгается во все стороны существования, включая и самую деликатную – сексуальную. Но название фильма "Дон Жуан" – не насмешка над героем, робко и сложно открывающим влечение к противоположному полу, а пьеса, участие в которой помогает найти выход из мучительной ситуации. Фильм крупного польского документалиста Ежи Сладковского – копродукция Швеции и Финляндии, снятая в самом сердце России – Нижнем Новгороде. Её герой, конечно, отличается от сверстников, но в сравнении с многими взрослыми, берущимися преподавать ему уроки секса и любви, выглядит образцом адекватности. Ну а семейные проблемы, в которых вынужден вариться Олег, точно знакомы миллионам "обычных" граждан. И театр как душеспасительное средство – еще один универсальный мотив этого простого и многогранного фильма. Награды и фестивали: Международный кинофестиваль Hot Docs – участник программы Международный кинофестиваль DocAviv – специальный приз жюри Международный кинофестиваль в Гётеборге – лучший скандинавский документальный фильм Международный фестиваль документальных фильмов в Амстердаме – лучший документальный фильм "Режим волшебника" / Wizard Mode Натан Дрилло, Джефф Петри, Канада, 2016 Пинбол – ностальгическая аркадная игра с металлическими шариками, спрятанными под стеклом игрального автомата, забава для детей и весьма взрослых людей, превративших ее в настоящий спорт. Канадец Роберт Гэньо – мастер пинбола, участник состязаний, проходящих по всей Америке. Для него это больше, чем игрушка: Роберт – аутист, ребенком открывший пинбол как волшебное окно в мир. Свет, музыка и возможность побеждать – ежедневные дары пинбола. А главная цель Роберта – достичь «режима волшебника», самого желанного для всех игроков супербонуса, позволяющего выйти на секретный уровень, в котором на игральном поле появятся все шарики, и случится чудо... Насыщенный биографический фильм – с любовью к герою и огромным интересом к игре. История не болезни, но побед, азарта, страсти, присущей всем профессиональным спортсменам, а тренировки Роберта мало чем отличаются от подготовки олимпийцев. Но, возможно, вожделенным «режимом волшебника» для героя станет новое достижение не в игре, а в реальной жизни, и режиссерский дуэт Дрилло/Петри фиксирует именно это переломное время. "Почему я тут" Дарья Сидорова, Россия, 2013 Расула не хотят принимать в обычную школу. Расул верит, что телевизор, как живое существо, может подрасти; жизнь без канала "Бибигон" для него почти невозможна; выключенный телевизор – целая трагедия. Чтобы убедить мальчика в том, что внутри корпуса только микросхемы и ни одного живого существа, мама отводит его в телемастерскую. Только не подумайте, что Расул глуп. Да, у него аутизм, но и здоровые дети в его возрасте верят еще не таким небылицам. Смышленый, ласковый, добрый мальчишка, которому не повезло родиться со слишком тонкой кожей, слишком чувствительной душевной организацией. Среднеметражный документальный фильм ученицы Марины Разбежкиной фиксирует реальность с трогательной нежностью, не отворачиваясь при этом от суровой правды жизни. За время съемок режиссер Даша стала своему маленькому герою настоящим другом, и у нее получается всего за 40 минут экранного времени сделать Расула близким нам человеком. Неизбежное расставание в финале звучит печальной и чистой кинематографической нотой. "Если бы я был" Женя Беркович, Александр Кащеев, 2014 Вова Каюков – аутист, парализованный вследствие детского церебрального паралича. Вова Каюков – неунывающий фантазер, чья ежедневная духовная пища русские криминальные сериалы и прочий телехлам. Он переплавляет виденное в потешные рассказы и яркие рисунки-коллажи с изображением звезд, которыми радостно делится с нами. Несколько лет назад Женя Беркович, один из режиссеров фильма, ставила посвященный аутистам спектакль "Аутленд", предлагавший зрителям не только услышать чужие истории, но поставить себя на место героев. К сложной теме она и ее соавтор по фильму, ученик Марины Разбежкиной, подходят по-честному, без показного сострадания и нарочитого умиления. Вова другой, наблюдение за ним может заворожить или оттолкнуть, до тех пор, пока не установится полноценный диалог, и тот, кто при знакомстве казался почти пришельцем-инопланетянином, оказывается нормальным (ну да, именно нормальным) человеком. И этот герой, довольно хладнокровно, трезво и не без иронии относящийся к собственному незавидному состоянию, нужен им не потому, что он болен, а потому что интересен. "Человек дождя" / Rain Man Барри Левинсон, США, 1988 В ролях: Дастин Хоффман, Том Круз, Валерия Голино, Джералд Р. Молен, Джек Мёрдок, Майкл Д. Робертс Суперзвезды Том Круз и Дастин Хоффман в великой истории дружбы между клинически нормальным – циничным, прагматичным, максимально уверенным в себе – бизнесменом и хрупким, уязвимым, аутичным чудаком. Деляга Чарли Бэббитт (Круз) знать не знал о существовании старшего брата Рэймонда (Хоффман), пока не умер старик-отец, оставивший все многомиллионное наследство именно страдающему аутизмом Рэймонду. Возмущеный юнец похищает брата из лечебницы и отправляется в долгое автомобильное путешествие из Огайо в Лос-Анджелес: летать самолетами Рэймонд боится, ибо помнит точное количество жертв авиакатастроф за многие годы. Он вообще отличается феноменальной памятью и редкими способностями, вроде дара считать карты, делающим его незаменимым при посещении казино. Но во всем остальном этот формально взрослый мужчина – сущий ребенок, реальность пугает его не меньше авиаперелетов, и все суперспособности – проявление редкого психического расстройства, получившего название синдрома Саванта. В конце 1980-х драма Барри Левинсона буквально покорила мир, завоевав и золото Берлинского кинофестиваля, и четыре премии "Оскар", включая награды за лучший фильм и лучшую режиссуру. За прошедшие годы фильм не утратил силы и обаяния. Актуален и его посыл: нельзя приспособить аутиста к миру большинства, необходимо, чтобы мир шагнул навстречу. Награды и фестивали: Берлинский кинофестиваль – "Золотой медведь" Премия "Оскар" – лучший фильм, лучший режиссер, лучшая мужская роль, лучший сценарий Премия "Золотой глобус" – лучший фильм, лучшая мужская роль Премия "Юпитер" – лучший международный фильм Номинация на премию "Сезар" – лучший фильм на иностранном языке Номинация на премию BAFTA – лучшая мужская роль, лучший сценарий, лучший монтаж "Форрест Гамп" / Forrest Gump Роберт Земекис, США, 1994 В ролях: Том Хэнкс, Робин Райт, Гэри Синиз, Майкелти Уильямсон, Салли Филд, Ребекка Уильямс Эпос о маленьком странном человеке в вихрях большой американской истории. Форрест Гамп (выдающаяся роль Тома Хэнкса) – уроженец вымышленного городка Гринбоу в штате Алабама. Ему довелось общаться с Элвисом Пресли и Джоном Ленноном, воевать во Вьетнаме и участвовать в антивоенных митингах, пожимать руки трем американским президентам – Кеннеди, Джонсону и Никсону, а также стать причиной скандала, который привел к отставке Никсона... Вымысел и реальность, фарс и трагедия неразрывно связаны в этом восходящем к вольтеровскому "Кандиду" фантасмагорическом шедевре об умственно отсталом, по мнению большинства, бегуне и американской мечте. Одна из этапных картин 1990-х сделала героем и кумиром миллионов наивного добряка, "дурачка", чье простодушие граничит и со слабоумием, и с мудростью. Только такой взгляд способен оправдать ХХ век и увидеть мир войн и болезней светлым, невинным и полным хороших людей. Награды и фестивали: Премия "Оскар" – лучший фильм, лучший режиссер, лучшая мужская роль, лучший адаптированный сценарий, лучший монтаж, лучшие спецэффекты Премия "Золотой глобус" – лучший фильм, лучший режиссер, лучшая мужская роль Премия BAFTA – лучшие спецэффекты Премия "Юпитер" – лучший международный актер Номинация на премию "Золотой жук" – лучший фильм на иностранном языке