Театральный навигатор: лучшие премьеры сезона

«Черный русский», Особняк Спиридонова, 16+ © Фото Александра Мурашкина Уже нашумевшая осенняя постановка создана по примеру качественных американских аналогов, вроде Sleep No More. Все примерно так же: место действия — загадочный особняк (в нашем случае — Спиридонова), на входе выдаются маски и предупреждения о том, что зритель является полноценным участником шоу: актеры могут вас потрогать, заговорить с вами и так далее. Называется это иммерсивный театр: одновременно в пространстве особняка проходит несколько сюжетных линий, вы можете следить за кем-то из актеров или вообще оставаться в пустом зале. Подходы западные, сюжет — отчественный: русский спектакль под руководством режиссера Максима Диденко опирается на школьную классику — роман «Дубровский» А.С. Пушкина. Билеты на октябрьские и ноябрьские лучше брать заранее, особенно быстро раскупаются шоу, где Машу играет Равшана Куркова, а Дубровского — ее бывший супруг, Артем Ткаченко. Показы: до 4 ноября, подробное расписание на сайте. «Золотой осел. Разомкнутое пространство работы», Электротеатр Станиславский, 18+ © Фото Олимпии Орловой Это невозможно объяснить, это надо видеть: спектакль в изобретенном худруком «Электротеатра» Борисом Юханановым формате «публичных сессий новопроцессуального проекта» развернется этой осенью на Основной сцене театра и представляет собой работы над текстом древнеримского философа Апулея «Золотой осел». В пятидневное театральное действо можно вторгнуться на любом этапе: каждый вечер (с 19 до 23 часов) происходят очерченные спектакли-композиции, а днем, с двух до шести часов, начинаются «модули» — шоу наподобие финальных репетиций. Ключевое слово — наподобие. Накануне премьеры ясно одно — если за идею и ее исполнение отвечает Юхананов и его команда — дизайнер по костюмам Анастасия Нефедова и композитор Дмитрий Курляндский, значит, будет зрелищно, фантасмагорично, свежо и остроумно. Еще одна крупная премьера «Электротеатра» — «Тартюф» в постановке режиссера Филиппа Григорьяна. Его премьерные показы состоятся 8, 9, 10, 11 и 12 ноября: новая трактовка разоблачающей лицемерие пьесы Мольера обещает путешествие по двум параллельным мирам, в которых персонажи ведут себя по-разному. Открытая в сентябре новая сцена «Электротеатра» отводится под спектакли режиссеров-дебютантов, один из которых, камерная опера «Маниозис» режиссера и композитора Александра Белоусова по текстам Спинозы, состоится в рамках фестиваля «Территория» 13, 14, 15 и 16 октября. Премьера: 1—5 октября и 23—27 ноября. «Истории об истории», Боярские палаты СТД РФ, 12+ © Фото Леонида Селеменева История России без костюмов эпохи Ивана Грозного, массивных декораций петровской эпохи и баррикад девяностых? Легко — в исполнении «Мастерской Дмитрия Брусникина», театра на базе школы-студии МХТ, в основе которого принцип отсутствия примата одного режиссера и одной площадки. На этот раз случилась коллаборация с создателями "Копов в огне", группой Le Cirque De Charles La Tannes, а местом действия стали кирпичные стены Боярских палат (Страстной бульвар, 10). Молодые парни (включая звезду фильма "Ученик" Кирилла Серебренникова, Петра Скворцова) — в джинсах, кедах и модных очках, демонстрируют новый для России жанр “сторителлинга” — остроумного изложения событий на сцене без привычных театральных технологий — музыка и декорации использованы по минимумому, акцент делается на способности актера нескучно и доступно изложить тяжеловесный исторический материал. Добавим, что "Истории" рассказываются в два дня — каждое шоу длится по три часа и рассчитано на сто зрителей. Сентябрьские показы прошли в режиме абсолютного блокбастера, так что билеты на следующие показы советуем приобрести заранее. Показы: 30 и 31 октября, 28 и 29 декабря. «Кафка», «Гоголь-Центр», 18+ © Фото Alex Yocu Вы наверняка не успели увидеть это в июне, на излете предыдущего сезона: спектакль «Кафка», в котором Кирилл Серебренников выступает не только режиссером, но и главным художников. Пожалуй, впервые на сцене «Гоголь-Центра» появились исторические костюмы из двадцатых годов прошлого века, с аутентичными английскими воротничками, винтажными немецкими шляпами и американскими туфлями. Суть спектакля по пьесе драматурга и кафковеда Валерия Печейкина — осмысление личности писателя-абсурдиста не только через его друзей и современников, но и персонажей его романов «Процесс» и «Замок». Гул голосов со сцены, восклицающих «Кафка — это я», заставляет практически молчать самого писателя в исполнении актера Семена Штейнберга. Еще одна премьера театра намечена на 15 октября — спектакль «Мандельштам. Век-волкодав» от лидера «физического театра», режиссера Антона Адасинского с Чулпан Хаматовой в главной роли: второе шоу из цикла театральных байопиков известных русских поэтов. Премьерные показы: 21, 22 и 23 октября. «Билли Бад», Большой Театр, 16+ Афиша оперы «Билли Бадд» 16 октября состоится первая и главная премьера Исторической сцены Большого театра в новом сезоне — опера в четырех действиях «Манон Леско» Джакомо Пуччини с участием Анны Нетребко. Но не классикой единой: советуем обратить внимание на эксперименты Новой сцены театра — совместно с Английской национальной оперой на ней представят оперу в двух действиях «Билли Бадд» британского композитора Бенджамина Бриттена. Ставят ее нечасто, однако первая остановка состоялась в 1951 году в Королевском театре Ковент-Гардена. Главный герой оперы по неоконченной повести автора «Моби Дика», Германа Мелвилла — молодой матрос-заика, летом 1797 года поступивший на борт судна «Неустрашимый». Премьерные показы: 25, 27 и 29 ноября. «Гордость и предубеждение», МХТ имени А.П. Чехова, 12+ © Фото Екатерина Цветкова Одна из самых ожидаемых премьер МХТ — пьеса Вуди Аллена «Централ Парк Вест» в постановке Константина Богомолова — перенеслась на ближайшую весну. А пока зрителям предлагается другая экранизация: музыкальная комедия по культовому роману Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Режиссер романтичной постановки с хэппи-эндом — обладатель "Золотой маски", молодой режиссер Алексей Франдетти. Американский композитор Питер Экстром, впервые написавший музыку к этому материалу еще в 2005 году, создал для московского театра новую партитуру, так что шоу можно считать мировой премьерой. Желание увидеть легковесный и остроумный мюзикл-пирожное в розовых тонах усиливается тем, что в главной роли Элизабет Беннет — восходящая звезда, 22-летняя дочь Ирины Апексимовой и Валерия Николаева — Дарья Авратинская. Ближайшие показы: 1, 2, 16 октября; 12, 13 ноября.