Войти в почту

«На каждом концерте The Rolling Stones два самых несчастных зрителя получают лучшие места»

Дизайнер по свету Патрик Вудрофф о несостоявшемся шоу Майкла Джексона, Лондонской Олимпиаде и концертах Леди Гаги В рамках московского фестиваля «Круг света» в Москве побывал один из самых уважаемых в мире популярной музыки дизайнеров по свету Патрик Вудрофф из компании Woodroff Bassett Design. С 1982 года он работает с группой The Rolling Stones. Среди множества его проектов — несостоявшееся шоу Майкла Джексона «This Is It», лондонская Олимпиада, концертные шоу Адели и Леди Гаги. БОРИС БАРАБАНОВ поговорил с ПАТРИКОМ ВУДРОФФОМ о том, что видно с его рабочего места. — Считается, что Дэвид Боуи был первым, кто стал придавать такое большое значение сценическому шоу, стал не только записывать концептуальные альбомы, но и придумывать цельные концертные программы. Что было отправной точкой для вас? — Возможно, для меня первопроходцами были все же Genesis, когда в их составе был Питер Гейбриел… С Дэвидом я работал всего лишь один раз, незадолго до его смерти. Он был настоящим творцом и лицедеем, но при этом оставался музыкантом до мозга костей. Когда я делал первые шаги в индустрии постановки музыкальных шоу, бизнес, связанный со световыми и визуальными решениями, был в зачаточном состоянии. Все световые приборы, необходимые группе на гастролях, умещались в один грузовик. Все они управлялись с одной маленькой консоли и, конечно, были статичны, ни о каких движущихся прожекторах не было и речи. И постепенно это ремесло становилось все более изысканным. Большим шоу на больших аренах требовались особые световые решения, на которые стали тратить большие деньги. Двадцать лет назад мне вполне хватало работы с рок-группами. Но у меня было устойчивое ощущение, что звезды поп-музыки вот-вот начнут выходить в тираж, они ведь такие старые. Как можно играть рок-н-ролл в 45 лет? И я решил, что надо искать другие применения своему таланту. Я стал работать с оперными постановками, с балетом, я стал делать свет для телевидения и архитектурных проектов. И вот по прошествии довольно большого периода я обнаружил, что рок-звезды все еще в строю! Вот на следующей неделе я еду делать свет для The Rolling Stones, они играют на большом фестивале Desert Trip. Им по 75 лет уже. Они великие не только потому, что у них грандиозные шоу, но и потому, что для них все еще важно быть рок-н-ролльной группой. Сегодня молодые группы считают, что каждая песня в концертной программе должна непременно сопровождаться фейерверком или сменой костюмов. Но я хочу вам сказать, что такие таланты, как Леди Гага и Адель, точно знают, как не перегнуть палку со спецэффектами. У Леди Гаги был период, когда она слишком много внимания уделяла сценическим фокусам, я даже однажды сказал ей: «Успокойся. Тебе достаточно просто сесть за рояль и начать петь, чтобы установить контакт с публикой». — Одна из первых групп, с которыми вы работали,— ABBA. Как это было? — Гастроли с ними были наслаждением. Они купались в любви публики в любой точке земного шара, и они обожали устраивать вечеринки. Я помню, как мы приехали в Токио, где у них были запланированы концерты в зале Budokan, и у меня случился приступ аппендицита. Меня прооперировали в японской больнице, где никто не говорил по-английски. Я две недели провалялся на больничной койке, пока моя команда ездила с ABBA по Японии. Когда группа вернулась в Токио, я сказал, что хочу отработать на последнем шоу тура, потому что это, может быть, вообще последний концерт в моей жизни. Я сидел за пультом еле живой, двигал ручки, а рядом стояли врачи и медсестры в белых халатах. И — знаете что? Оказалось, что это было последнее шоу в их жизни. Группа распалась. — Я знаю, что вы готовили световую партитуру для последнего шоу Майкла Джексона. Он сам как-то участвовал в подготовке программы? — Даже спустя столько лет я с грустью смотрю документальные кадры, которые вы знаете по фильму «This Is It». Во-первых, мне довелось неплохо узнать его как человека в последние четыре или пять недель его жизни, но, конечно, я не знал всех тех деталей, которые мы все узнали после его смерти . Во-вторых, тот факт, что шоу так и не было воплощено в жизнь,— это большая потеря, оно должно было стать одной из величайших музыкальных постановок в истории. Там было два или три 3D-экрана, то есть несколько раз за вечер зрители должны были надевать специальные очки. Мы потратили $7,5 млн на видео, которое должно было сопровождать шоу Майкла. До этого самая большая сумма, которую я тратил, составляла $1 млн, это были видеоряды для The Rolling Stones. Аккомпаниаторы Джексона, танцоры, техники — все идеально знали свои партии. Для одной из песен было придумано лазерное шоу, подобных которому я не видел в своей жизни. В первые три недели репетиций Майкл вообще не показывался на площадке или же, например, он мог провести пять часов в гримерке и выйти всего на один номер. Этот месяц, который я провел с ним, состоял в основном из того, что я уговаривал его выйти на сцену. Я пытался объяснить ему, что любая звезда может купить любое шоу, были бы деньги. Но пока сам Майкл не выйдет в центр сцены, пока его не высветят прожектора, пока он не щелкнет пальцами и не прокрутится вокруг своей оси, все это не имеет смысла. Это была настоящая драма, у меня не было сомнений в том, что в таком состоянии он не решится на турне. И вдруг что-то случилось. В последнюю неделю он по полной программе подключился к репетициям. В какой-то момент он появился на сцене без маски, без этих огромных солнцезащитных очков и сказал: «Я готов работать» И просто идеально вписался в репетиционный процесс. То, что вы видите в фильме «This Is It», снято в последние два дня его жизни. За день до его смерти я встретился с ним и сказал, как мы счастливы работать над этим проектом, как важно, чтобы он был воплощен в жизнь. Я показал ему один трюк, который мы придумали для шоу, это был фокус из арсенала иллюзионистов. Идея была в том, что Майкл исчезает на глазах у публики. Там была придумана особая игра тени и света, в какой-то момент его заменял танцор, потом опять тень, в общем, это было настоящее волшебство. Майкл не любил много говорить, но тогда он сказал: «Вообще все — волшебство» Повернулся, вышел из зала, сел в машину, уехал домой и в ту же ночь умер. — Как вы относитесь к многочисленным трибьютным шоу, которые создаются в том числе и с участниками этой постановки? — Есть зрители, которым это нужно. А для кого-то это хороший заработок. Я видел фантастические шоу, основанные на музыке Pink Floyd, с прекрасной световой партитурой и профессиональными музыкантами. Есть отличные трибьютные шоу с музыкой ABBA и даже The Beatles. Всегда приятно услышать эти песни снова. Но я предпочитаю получать удовольствие от своих воспоминаний, мне повезло быть среди тех, кто видел все это живьем. Я думаю, лучшая память о шоу «This Is It» — это фильм «This Is It». — Как вы начали работать с The Rolling Stones? — Иногда мне хочется ущипнуть самого себя - неужели это правда? Началось все в начале 1980-х, я просто подменил парня, которых тогда занимался у них светом. Я работаю с ними 34 года, больше, чем кто-либо. В том числе я работал с Миком Джаггером, когда в 1980-е у группы была большая пауза. По-настоящему революционным стал тур 1989 года «Steel Wheels». Мы с дизайнером Марком Фишером придумали сцену, которая была похожа на город. Никто не делал до нас ничего подобного. Pink Floyd, U2, Мадонна — все они были уже потом. — Не могу не попросить ваш комментарий насчет отношений Мика Джаггера и Кита Ричардса. — Это не единственный случай в истории, когда отношения двух главных персон в группе складываются далеко не идеально. Возьмите Саймона и Гарфанкла, возьмите Стинга и остальных участников The Police. Но, послушайте, Stones делают это уже 55 лет! Мик и Кит не проводят вместе много времени, но искренне симпатизируют друг другу, особенно с тех пор, как Кит завязал с наркотиками и алкоголем. Алкоголик и наркоман Кит остался в прошлом, у нас есть джентльмен Кит. Именно сейчас очень хороший момент в жизни The Rolling Stones. Никто до них не собирал стадионы в возрасте 70 с лишних лет и в такой прекрасной форме. Я могу добавить только, что в моем представлении концерты The Rolling Stones — это 50% денег и 50% удовольствия. В тот момент, когда они почувствуют, что не справляются, что в этом остались только деньги, они остановятся. — Помимо огромных декораций The Rolling Stones придумали еще и эти моменты близости со зрителями на дальних трибунах, например, когда мост выдвигался к маленькой сцене посреди толпы в шоу «Bridges To Babylon». — Проблема коммуникации с людьми на самых дешевых местах возникла, когда группа стала играть на площадках, вмещающих десятки тысяч зрителей. Отчасти ее решают экраны. Отчасти — эта «сцена B», о которой вы говорите. Но есть еще один момент, о котором немногие знают. В штате The Rolling Stones есть женщина, которая отвечает за VIP-пропуска — занимается гостями группы, родственниками и т. д. И еще у нее есть одна важная миссия, которую она исполняет на каждом концерте. Пока играет разогревающая группа, она идет в самый последний ряд зала, находит двух людей, сидящих на самых плохих и дешевых местах, и отводит их за руку на два лучших кресла в первом ряду. То есть, понимаете, на каждом концерте The Rolling Stones два самых несчастных зрителя получают лучшие места. — Вы упомянули фестиваль Desert Trip, в котором, помимо The Rolling Stones, также будут участвовать Боб Дилан, Роджер Уотерс, Нил Янг, The Who и Пол Маккартни. Какова ваша роль в этом шоу? — Я отвечаю только за сет The Rolling Stones. У нас будет экран шириной сто метров. Глупо было бы отказаться. — Вы принимали участие в создании четырех церемоний во время лондонской Олимпиады 2012 года. Что запомнилось больше всего? — Могу рассказать такую историю. Завершается церемония открытия. Мы с моей командой — в нашей пультовой, уже готовимся открыть шампанское. Я говорю: «Ребята, по-моему, все неплохо получилось, нет? Или были какие-то проблемы?» И мой технический директор говорит: «В целом да, Патрик. Но я хочу сказать тебе, если ты не в курсе. Помнишь эпизод, когда металлурги ковали олимпийские кольца и эти кольца сходились в воздухе над стадионом в олимпийскую эмблему? За час до начала шоу работали только три из пяти колец. Вчера во время репетиции был дождь, и кольца намокли. Рабочие на крыше сушили их обычными бытовыми фенами. У меня до последнего момента не было уверенности, что все сработает». И вот тут я почувствовал, какая на нас всех лежала ответственность. Вы, конечно, помните, как одно из колец не «раскрылось» во время аналогичной церемонии в Сочи. Я хочу сказать, что людям такие моменты даже нравятся в каком-то смысле. Это напоминает им, какую тяжелую работу мы все для них делаем. И вы прекрасно вышли из этой ситуации, когда обыграли ее в хореографическом номере на церемонии закрытия Олимпиады. — Мой последний вопрос касается сегодняшнего восприятия концертов. Как вы относитесь к той категории зрителей, которая приходит на концерты и сразу включает телефоны в режиме съемки? Это ведь совершенно новые эмоции, что вы думаете о таких зрителях? — Здесь очень кстати будет снова упомянуть Олимпиаду в Лондоне. Последние две репетиции перед открытием Олимпиады проходили с участием и в присутствии 70 тыс. человек — спортсменов, артистов, волонтеров, их близких. Дэнни Бойл, постановщик церемонии, вышел в центр поля, взял в руки микрофон и сказал: «Я знаю, что у вас у всех с собой современные сотовые телефоны. Я совершенно не против того, чтобы вы снимали все, что вам заблагорассудится. Пожалуйста. У меня только одна просьба. До церемонии открытия не выкладывайте ничего в интернет. Потом — ради бога». И вы знаете, ни один из 70 тыс. ничего не выложил. Еще я хочу сказать, что, с моей точки зрения, люди очень редко пересматривают те ролики, которые они снимают во время концертов. Моя дочь написала целую диссертацию о том, почему люди используют камеры на концертах. Большинство из тех, кого она опросила, сказали ей, что не смотрят то, что снимают. Сейчас артисты нередко просят зрителей не снимать во время концертов. Мы делали шоу в честь годовщины выхода альбома The Rolling Stones «Sticky Fingers» в небольшом театре на тысячу человек, и группа, которая снимала фильм об этом шоу, очень переживала, что люди начнут снимать и выложат все в интернет. Я вышел на сцену и сказал зрителям: «Вы, конечно, можете сейчас снять шоу и показать все своим друзьям, но разве не круче будет сказать им, что вы были в числе избранных и видели то, чего никто не увидит, пока не выйдет фильм?»