Войти в почту

Глава РЕК Юрий Каннер: учиться - залог еврейского счастья

Российский еврейский конгресс — крупнейшая в РФ светская еврейская организация — отмечает в этом году свое 20-летие. О юбилейных торжествах, наиболее значимых проектах, о том, почему уровень антисемитизма в стране снижается и в чем заключается подлинное "еврейское счастье", рассказал в интервью РИА Новости президент РЕК Юрий Каннер. Беседовал Антон Скрипунов. - Юрий Исаакович, позвольте задать традиционно адресуемый именинникам вопрос — как РЕК собирается отмечать свой юбилей? — У нас будет большой годовой прием. Мы его обычно делаем в преддверии Рош а-Шана — еврейского Нового года. На этом приеме мы ждем более тысячи гостей со всех концов России, а также из-за рубежа. Кроме того, есть несколько знаковых вещей, которые нам удалось сделать в этом году. В сентябре открываем десять памятников на местах расстрела евреев во время нацистской оккупации. Всего за весь год их откроется 15. Памятники открываются от Калмыкии до Псковской области — через всю Россию. В общем, это большая работа. Не так давно открыли памятник в Новозыбкове (Брянская область), а также в маленьком хуторе Невдахин Ставропольского края, где были расстреляны эвакуированные евреи. Все местные жители пришли на открытие. Местные администрации везде участвуют и поддерживают строительство таких монументов. Проект поддерживают наши близкие партнеры, без которых мы не смогли бы поднять его на такой уровень. - Насколько сложно осуществить такой проект? — Это огромная архивная работа, это и стыковка всех участников, в том числе местных краеведов. В основном это либо школьные учителя, либо местные журналисты. Большое им спасибо за это. Почему мы считаем, что открытие десяти памятников — это хорошо? Потому что люди смотрят и начинают делать сами подобное. Мы лишь говорим, как это делать. Наш проект "Вернуть достоинство" заключается не просто в том, чтоб просто поставить камень. Надо еще найти имена, выбить их. Транспортировка останков — еще более сложная и более затратная тема. Это все очень сложно. О многих убитых евреях ничего не известно. Поэтому проект большой и без помощи многих людей — меценатов в том числе, местных жителей — нам было бы очень сложно справиться. - Что еще РЕК запланировал на конец года? — В конце года — 1-2 ноября — пройдет первая международная конференция по противодействию антисемитизму в Москве. В медийном пространстве существуют две точки зрения. Одна алармистская: "Ой, ужас! Ужасный антисемитизм в России!" Вторая, скажем так комплементарная, говорит о том, что в России антисемитизма нет. На самом деле истина находится, как всегда, посередине. Антисемитизм есть везде. Вопрос заключается в том, как мы ему противостоим. В этом вопросе важна позиция государства, которое очень жестко реагирует на проявления антисемитизма. Исследования показывают тенденцию к снижению уровня антисемитизма в России. Измеряются как настроения, так и проявления антисемитизма. Но задача конференции — проверить, насколько правильно мы исследуем. Насколько правильно налаживать взаимодействие сторон — общественных организаций, государства, СМИ и правоохранительных структур. В конференции примут участие эксперты со всего мира. Она названа первой по той причине, что мы уверены, что такие мероприятия нужно проводить регулярно. Необходимо проводить замеры, приглашать иностранных специалистов, представлять им свои достижения и слушать их замечания. - Чего вы хотите добиться проведением форума? — Наша задача — институционализировать противодействие антисемитизму, чтобы это стало частью российской действительности. Россия дала миру слово "погром", которое вошло во все языки. Но мы можем показать, что серьезная работа государства и общественных организаций дает свои результаты. Хочу также отметить, что мы приглашаем на конференцию те города, которые в 2018 году будут принимать у себя Чемпионат мира по футболу. В рамках симпозиума будет проводиться круглый стол "Антисемитизм у футбольных фанатов". Дело в том, что фанатов могут использовать в интересах разных групп. Они легко заводимы. В общем, мы заинтересованы в том, чтобы материалы конференции были полезны стране. - Какой сейчас в России уровень антисемитизма? — Уровень антисемитского сознания нам измерял "Левада-центр". Там считают, что есть снижение этого показателя. Этот уровень также измеряет американская антидиффамационная лига, которая также отмечает снижение этого показателя в России. Уровень антисемитизма в России является самым низким в Восточной Европе по версии Лиги. - Что вы видите в качестве причин снижения? — Все понимают, что ходить без штанов по Москве неприлично. Но не все понимают, что говорить это — тоже неприлично. Но изменения происходят. Мы пытаемся привлечь внимание к таким ситуациям. Это результат большой работы, которая дает свои плоды. Это происходит не само собой. Я также думаю, что разгул антисемитизма в Европе имеет своеобразный прививочный эффект — люди в России смотрят и понимают, что это неправильный путь и поэтому лучше жить в мире. - Во время минувшей предвыборной кампании были случаи использования антисемитской тематики? — Были. Многими партиями. Даже теми, кто считается либеральными партиями. Но эти случаи не получили развития. Были антисемитские проявления во время протеста дальнобойщиков против системы "Платон". На розыгрыш этой карты всегда были и будут желающие. Но мы будем надеяться, что таких случаев будет меньше. - Как известно, вы являетесь вице-президентом Всемирного еврейского конгресса (ВЕК). Как там оценивают ситуацию с антисемитизмом в России? — Меня недавно избрали в руководящий комитет Всемирного еврейского конгресса, состоящий из десяти человек. Участники этого органа представляют не отдельные страны, а целые регионы — Латинскую Америку, Северную Америку и так далее. В комитете отдельно представлены только Израиль и Россия, там нет даже США. Я считаю, что это признание успехов России в деле развития еврейской общины. Для мировой общественности то, что происходит в России в области противодействия антисемитизму, является часто белым пятном. Многие живут штампами. Поэтому ВЕК поддержал финансово и организационно исследования и конференцию по противодействию антисемитизму. Очень важно, чтобы происходящее у нас было понятно мировым экспертам в этом вопросе. - Как в целом изменилась жизнь российской еврейской общины за минувшие 20 лет? — За 20 лет ситуация изменилась кардинально. Построено много новых синагог, отремонтированы и приведены в порядок переданные государством синагоги. Сегодня строится синагога в Пятигорске, восстанавливаются здания в Калининграде и Архангельске. Появились или были переданы общинам синагоги в Томске, Калуге, Саратове. Недавно выиграли суд о передаче здания синагоги в Орле, оно скоро будет передано местной еврейской общине. Но мы не ставим задачу быть всеобъемлющими. Наша задача — быть катализатором процесса. Если без нас это обходится, то мы и не вмешиваемся. А если нужна помощь, то мы приходим и поддерживаем, насколько это можно. Если обходится без нас, то поддерживаем символически. Так, например, было в Калуге, где мы вложили в бюджет восстановления только 10% от общей суммы и подарили калужской общине свиток Торы. Также мы реализовали несколько проектов по установке монументов за рубежом. В частности, реализовали проект установки мемориала победы Красной армии над нацистской Германией в израильском городе Нетания. - За рубежом сложно ставить памятники? — В Израиле, например, очень тяжело. - Почему? Там нет традиции ставить памятники, так как иудаизм не поощряет это. В израильских городах памятники являются большой редкостью. Поэтому на мемориале в Нетании, автором которого является московский скульптор Салават Щербаков, нет скульптур людей. Там они лишь обозначены символически. Израиль очень тяжело украсить, сделать что-то органичное. Но нам это удалось. И мы гордимся этим. - Раз уж вы упомянули про еврейское образование, то как можно в целом оценить его положение в России? — Хотите хорошо, то можем сказать, что хорошо. Хотите плохо — оценим плохо. Но давайте рассмотрим оба аспекта. С одной стороны, за прошедшие 20 лет сделано очень много. Есть, допустим, школы, где преподаются основы иврита, основы еврейской истории. Есть частные религиозные школы. Но существует другая сторона. Всеми системами образования в лучшем случае по всей стране охвачено 10 тысяч детей еврейского происхождения. Хотя, по нашим скромным оценкам, в России живет 800 тысяч людей еврейского происхождения. Если мы будем говорить о том, что нужно сделать в следующие 20 лет, то, конечно, нужно расширить и найти формы того, как дать знания людям еврейского происхождения о своем народе. Сейчас это серьезнейшая проблема. Мы, конечно, будем изучать и дальше этот вопрос. Даже в рамках школ с еврейским образовательным компонентом объем знаний о еврейском народе, культуре у школьников старших классов оставляет желать лучшего. - Еврейское население страны, по данным РЕК, растет или убывает? — Об этом сложно сказать, потому что нет учета. Это первое. Во-вторых, очень сложный вопрос, кто такой еврей. Особенно сегодня в России, когда нет деления по национальному признаку. Есть очень много определений того, кто такой еврей. Человек исповедующий иудаизм? Или тот, у кого мама еврейка? Или человек, у которого дедушка или прабабушка евреи, как принято считать в Израиле? А человек, который принял крещение, остается евреем? Например, государство Израиль не дает права на репатриацию евреям, принявшим другую религию, а иудаизм продолжает считать его евреем. Здесь очень разные нюансы. Поэтому достаточно сложно посчитать. Есть очень хороший, похожий с Россией, пример Армении. Там в конце 80-х годов было 800 евреев. На момент распада Советского Союза уехало оттуда из 800 человек сколько?… Восемь тысяч! А сколько осталось? 500 человек. Я думаю, что в России такая же ситуация. По последней переписи у нас 150 тысяч евреев. И я думаю, что их в 10 раз больше, хотя это большая оценка. Поэтому я беру примерно средний показатель — 800 тысяч. - Есть такое понятие — "еврейское счастье". В чем его смысл, на ваш взгляд? — Это шутливое понятие на самом деле. Но оно отражает еврейское восприятие мира — независимо от того, что происходит в быту, все равно иметь хорошее настроение и верить в будущее. Глубоко соблюдающий еврей верит в пришествие Мессии, а менее — просто в светлое будущее. Есть такое слово "нахес", которое пришло в иврит из языка идиш. Его смысл примерно такой: тихая радость, связанная в основном с детьми и внуками. Когда ты радуешься успехам детей больше, чем своим, когда можешь гордиться их успехами. - Что пожелаете евреям России в преддверии Рош а-Шана? — Желаем хорошего года. Сохранять хорошее настроение. Думать, что делаешь. Иметь "нахес" от детей, внуков и правнуков. Найти время учиться, ведь в этом тоже залог еврейского счастья и успеха. Желаю учиться всему. Больше и чаще.