Вид на житье из Лондона

«Кабаре Культура» в лондонской галерее Whitechapel Лондонская муниципальная галерея Whitechapel совместно с фондом «Виктория — искусство быть современным» провела первое мероприятие программы V-A-C Live, в рамках которой российский фонд организовывает живые выступления музыкантов и художников. Из Лондона — ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ. Идея показать российских художников в формате кабаре принадлежит директору Whitechapel Ивоне Блазвик. Вдохновившись примерами площадок раннего авангарда («Бродячая собака» для футуристов в Санкт-Петербурге, «Кабаре Вольтер» в Цюрихе для дадаистов), госпожа Блазвик совместно с кураторами фонда «Виктория» отобрала четырех художников и легендарный питерский театр АХЕ, действующий на стыке театрального представления и перформанса. Мини-фестиваль растянулся на три вечера и получился международным. В первом акте каждый день выступала танцовщица Джоанна Дадли с получасовым спектаклем, сделанным совместно с известным южноафриканским художником Уильямом Кентриджем. Кентридж давно и плотно интересуется Россией: пять лет назад московский музей «Гараж» уже показывал его работы, вдохновленные оперой Дмитрия Шостаковича «Нос» и образом балерины Анны Павловой. Совместная с Дадли работа, однако, обошлась без России, но послужила отличным мастер-классом для русских художников. Идеальное владение телом и голосом помогло Дадли вытянуть моноспектакль, идущий на фоне и в диалоге с видеопроекцией — что для живых актеров пусть и популярная ныне, но очень трудная задача. Дадли — мастер перевоплощений (несколько лет назад, изучая этническую хореографию Индонезии, она невзначай превратилась в местную поп-звезду): для того чтобы перебросить мостик между видео и живым перформансом, она имитировала голосом помехи и сбои, характерные для цифровой технологии. Помимо Дадли, ежевечерне в кабаре показывались проекты молодых художниц Саши Пироговой и Александры Галкиной, служившие чем-то вроде интермедий. Пирогова срежиссировала интервенцию в пространство, где за столиками отдыхали гости кабаре, заставив танцоров звенеть и шуршать стаканами. Галкина, под псевдонимом DJ Galqueena и с ярко-розовой ушанкой на голове, выступила с видео-диджей-сетом, смешав документацию акций известных российских художников с мультфильмами и отрывками из телепередач. Каждый вечер на сцене появлялась и украинская художница Алевтина Кахидзе с историями из жизни, в нынешней ситуации превращавшимися в геополитические зарисовки. Кахидзе — редкий, а может быть, единственный пример художника, всерьез пытающегося наладить хоть какой-нибудь диалог между Россией и Украиной. Театр АХЕ, Евгений Антуфьев и Сергей Сапожников представили зрелища, показывавшиеся лишь единожды. АХЕ, ветераны экспериментального театра, решили не уходить далеко от экзотического образа русского человека как буйного ребенка, при первой возможности бунтующего против либеральных ценностей. Заматывая друг друга скотчем и обливаясь краской, они декламировали антидемократические высказывания из наследия тиранов двадцатого века — от Сталина до Франко. Евгений Антуфьев, поклонник архаических форм и вовлечения зрителей во всякого рода ритуалы, организовал на сцене Whitechapel шоу на манер телеигры с ведущими и лотереей. Победители, среди которых оказался и корреспондент “Ъ”, должны были зарезать воздушный шарик в виде дельфина и получить за это уникальную бронзовую маску от Антуфьева. Особо впечатлительные девушки, однако, отказались и предпочли забрать домой дельфинов, а не искусство. В конце на сцену внезапно выскочил мускулистый юноша, и бинго-шоу превратилось в техно-вечеринку в готическом духе. Мероприятие оставило слегка головокружительное послевкусие хтонического абсурда, сравнимое с фильмами Дэвида Линча. Завершал фестиваль фотограф Сергей Сапожников. В пространстве Whitechapel он воссоздал реквизит своих фотографий в виде инсталляции. Живая часть его проекта состояла из краткого, но выразительного танца его главной модели, Александра Кислова, и пятнадцатиминутной композиции ростовского электронщика Александра Селиванова, исполненной совместно с виолончелисткой и скрипачкой. Из всех выступлений на фестивале Сапожников был самым минималистичным и последовательным и за пределы найденной им формы не выходил. На небольшой церемонии закрытия кабаре Ивона Блазвик сообщила собравшимся, что мероприятие прошло успешно по меркам Whitechapel –—живую трансляцию фестиваля посмотрели более трех тысяч человек. Галерея планирует продолжать такие инициативы, и Россия — только первая остановка: в будущие годы на сцену выйдут представители других стран Восточной Европы. Фонд «Виктория» тем временем готовит новое воплощение V-A-C Live, на этот раз в Москве. На ноябрь запланирован музыкальный фестиваль в пространстве ГЭС-2, где фонд «Виктория» строит свою постоянную площадку. Куратором выступит известный британский электронщик Марк Фелл.