Войти в почту

Игумен РПЦ об индикте: церковный календарь связан с особой реальностью

МОСКВА, 14 сен — РИА Новости. Церковный календарь более сложный, чем гражданский, и знаменует собой ту особую — "сверхъестественную", "трансцендентную" реальность, в которой живет верующий человек. Такое мнение высказал РИА Новости заместитель главы синодального миссионерского отдела Русской православной церкви игумен Серапион (Митько), комментируя начало индикта. Начало индикта — церковное новолетие — приходится у православных христиан, живущих по Юлианскому календарю, на 1 сентября по старому стилю (14 сентября по новому). "В нашей церкви с 1 сентября начинается цикл так называемых двунадесятых непереходящих праздников, посвященных событиям земной жизни Спасителя и Богородицы, — событиям, которые привязаны к конкретной дате во времени. Вообще, каждый день церковного календаря посвящен какому-то празднику или памяти каких-то святых. Но церковный календарь сложнее, чем гражданский. Потому что если гражданский календарь просто повторяет эту схему — привязку каких-то событий к конкретным дням, то в церковном календаре есть и другая модель — связанная с днем празднования Пасхи, которая каждый год бывает в разные дни", — сказал Митько. По его словам, от празднования Пасхи отсчитываются подготовительные недели к Великому посту, и после Пасхи следуют особые воскресные дни и "седмицы" (недели), "каждая из которых также имеет особый смысл". В числе двунадесятых переходящих праздников, связанных с особым для каждого года временем празднования Пасхи, — праздники Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы (Пятидесятница). "Все искусство церковного устава — это совместить непереходящие праздники, то есть привязанные к какому-то конкретному дню, и переходящие. Этим и знаменуется та особая реальность, в которой живет верующий человек, связанная с вознесением Христа, — сверхъестественная, трансцендентная, в которую человек входит через веру во Христа, и эта реальность есть преддверие Царства Небесного", — сказал замглавы миссионерского отдела. Собеседник агентства также заметил, что гражданский календарь "генетически, исторически связан с церковным и несет на себе определенные его черты". "Мы пользуемся гражданским календарем и не всегда помним его историю, — что самим типом того календарного времени, в котором мы живем, мы обязаны церковной традиции. Потому что именно церковный календарь лежит в основе нашего порядка отсчета дней, времени", — добавил Митько. В свою очередь завкафедрой церковной истории Московской духовной академии (МДА), профессор Алексей Светозарский напомнил, что "сентябрьское" исчисление времени было введено на Руси в XIV веке в контексте реформ святителя Киприана, митрополита Московского (до этого новый год начинался 1 марта), "в соответствии с традициями Византии и Афона, носителями которых был святитель Киприан". "Богослужебный круг у нас начинается с сентября, и первый двунадесятый праздник (один из 12 главных праздников — ред.), который отмечается, — 8 сентября по старому стилю, 21 сентября по новому, — это Рождество Пресвятой Богородицы, когда мы ежегодно вспоминаем все те события, которые важны, как принято говорит, в домостроительстве нашего спасения", — сказал Светозарский РИА Новости. При этом если праздником Рождества Богородицы все начинается, то праздником Ее Успения (земной кончины) годовой цикл логически завершается. Юлианский календарь ввел в 45 году до Рождества Христова император Юлий Цезарь, за основу взявший календарь египтян, Григорианский календарь — в 1582 году папа Григорий XIII. Тогда как Юлианский календарь ориентирован на движение Солнца относительно звезд, Григорианский — на положение Солнца относительно Земли, иными словами, Юлианский календарь ориентирован на небо, а Григорианский — на землю.

Игумен РПЦ об индикте: церковный календарь связан с особой реальностью
© РИА Новости