Иван Ожогин: в Трансильвании я проникся историей Дракулы
Лауреат театральной премии "Золотая маска" Иван Ожогин выходил на сцену в амплуа вампира более 300 раз, главную роль в мюзикле Романа Полански "Бал вампиров" он исполнял и в Петербурге, и в Берлине. Теперь Ожогину предстоит покорение московской публики, в поисках новых граней своего образа артист съездил на родину Графа Дракулы — в Трансильванию. О том, как история Влада Цепеша изменила отношение к роли, а также о взаимоотношениях с противниками мистики Ожогин рассказал в интервью РИА Новости. Московская премьера мюзикла "Бал вампиров" состоится в Москве 29 октября. "Бал" — это готическая история, иронизирующая над популярными ужастиками о вампирах, поставлен по мотивам знаменитого фильма Романа Полански "Бесстрашные убийцы вампиров" (1967). Сценическая версия, создана режиссером в 1997 году в Вене на музыку Джима Стейнмана. С момента премьеры в Вене мюзикл был поставлен в 12 странах на 11 языках, его посмотрели 7,5 миллиона человек. Несколько сезонов подряд спектакль шел в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии. Кроме Ожогина на московскую сцену выйдут и другие звезды питерской постановки, в том числе Ростислав Колпаков, Елена Газаева, Наталия Диевская, Александр Суханов, Манана Гогитизде. — Иван, Трансильвания оправдала ваши ожидания? — Именно в Трансильвании писатель Брэм Стокер поселил Дракулу. Сто лет назад он описывал эти места, как одну из самых диких и малоизвестных частей Европы. Когда я приехал туда, мне показалось, что в Трансильвании буквально все пропитано какой-то тайной — мистические леса, горы. Даже у людей, с которыми мы встречались, есть свой "чертик" и хитрый блеск в глазах, будто они что-то скрывают. Я не хотел ограничиваться туристической программой, и специально встретился с историком, автором книги о Дракуле Эмилем Стояном. Он рассказал, что в Румынии Влада Цепеша считают национальным героем. Он спас страну от турок и отстоял ее независимость, проявил себя как талантливый полководец. Цепеш одержал победу над турецким султаном с армией, численность которой была в десятки раз меньше турецкой. Тактика устрашения, когда он оставлял за собой целые поля с насаженными на кол врагами, приносила свои плоды. — Значит, легенды о невероятной жестокости Дракулы — правдивы? — И да, и нет. У Влада была одна "слабость" — он сажал своих врагов на кол. Таким образом он казнил сотни тысяч человек. Даже его имя "Цепеш" переводится как "колосажатель". Этот вид казни Дракула позаимствовал у турок. Он провел свое детство в турецком плену, где выучил их язык и обычаи, получил военное образование, чтобы потом направить свои знания против врагов. Но по большей части все эти истории и легенды сильно преувеличены. По словам историка, враги Цепеша издали книгу, где описали нечеловеческие зверства, чтобы представить воеводу кровавым извергом. Так что многое из того, что мы знаем — это средневековая пропаганда. — Какие места, связанные с Дракулой, вы посетили? — Прежде всего я поехал в замок Дракулы — Бран. Меня пригласили туда после захода солнца, когда туристы покинули это место и замок опустел. С наступлением темноты Бран показался мне иллюстрацией к роману Сокера. Меня в провели по пустым залам, показали тайный ход, который столетия был скрыт за камином, я проникся атмосферой того времени, это очень будоражило фантазию. Правда, этот замок скорее литературное пристанище Дракулы, именно такой описал Стокер, за этой атмосферой сюда стекаются тысячи туристов. На самом деле замок не принадлежал Дракуле, он провел здесь лишь несколько месяцев в заточении. Я посетил и реальную крепость, построенную Цепешем — она называется Поенари. Чтобы туда попасть, нужно преодолеть 1480 ступенек. Зато открывается потрясающий вид. Также я побывал в городе Сигишоара, где родился Дракула. — Что вам открыла эта поездка? — Прежде я не погружался в атмосферу произведения настолько глубоко. Если я скажу, что по-настоящему вдохновился — это прозвучит слишком банально. Можно вдохновиться, прочитав книгу Стокера, пересмотрев пару классических фильмов про Дракулу, я именно проникся этой историей, и теперь хочу передать свои ощущения зрителю. — Вы сыграли очень много мистических персонажей — Графа фон Кролока, Призрака Оперы, Воланда, Джекила и Хайда. Вообще мистика присутствует в вашей жизни? — Все счастливые совпадения, если задуматься, являются мистикой. Часто удача приходит вопреки непреодолимым на первый взгляд обстоятельствам. А вообще, даже то, что в театре мне постоянно достаются роли таких персонажей, можно отнести к мистическим совпадениям. — А вы не сталкивались с противниками мистики, к вам на спектакли приходили такие люди, высказывали негативное отношение? — Есть противники, но я отношусь к этому как к издержкам производства. На одном из спектаклей в Петербурге посреди действия встали видимо очень "интеллигентные" зрители и начали кричать прямо во время спектакля: "Люди, где вы находитесь? Посмотрите, это же мракобесие!" Они покинули зал, но по дороге продолжали буянить. Как относиться? Сказать, что меня это выбило из колеи я не могу. Всегда есть люди, которым что-то не нравится, при том, что 99,9% просто сидят и наслаждаются творчеством во всех его проявлениях. Нужно в любом случае, даже если тебе не близка тема вампиров, прийти и увидеть это как произведение искусства. — То есть морального вреда можно не опасаться? — Наоборот, в мюзикле заложена очень глубокая философия. Либретто писал немецкий писатель Михаэль Кунц, конечно, какая-то часть после перевода на русский была утрачена, но передо мной стоит такая сложная задача с помощью русского текста донести то, что задумал немецкий автор — всю глубину до сердец и душ зрителей. — Говорят, мюзикл очень ироничный, почему? — Все персонажи, кроме, пожалуй, Графа фон Кролока, исполнены в гротесковом ключе. Мюзикл создан по фильму Романа Полански "Бал вампиров", а его можно отнести к черной комедии. Возможно, потому, что на фоне всеобщей "вампиромании" говорить об этом серьезно уже сложно. Брэм Стокер говорит о вампирах без доли иронии, но его роман вышел больше 100 лет назад. — То есть это не типичный хоррор? — Зритель испытывает весь спектр эмоций от веселья до ужаса, это постоянно меняется, нагнетание и полный апофеоз в самом конце. При этом "Бал" — та история, которую можно смотреть много раз. В мюзикле множество нюансов, которые вы не успеете отследить за один просмотр. Поэтому захочется прийти еще.