Осьминог любви: «Дикое место» сочли самым скандальным фильмом Венецианского фестиваля
Мексиканец Амат Эскаланте, видимо, устал живописать реальные проблемы своей родины, что он интересно проделывал в картинах «Кровь», «Лос бастардос», «Эли». Зачем-то сменив курс, сейчас он снял нечто мутное с претензией на скандальность или философичность (это как повезёт) под названием «Дикое место» (La regin salvaje). Модный в этом сезоне сюжет о пришельцах (фильм оказался в конкурсе явно в рифму «Прибытию» Дени Вильнева, где тоже действуют осьминоги со щупальцами) взят мексиканским автором, так сказать, в эротическом дискурсе. Членистоногая дрянь иноземного происхождения создала вокруг себя зону (бедные Стругацкие!), располагающую людей и зверей к повышенной похотливости. Львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, забыв о противоречиях вступают тут в интимную близость – пока каждый в своем виде. Мужчины и женщины тоже быстрее бегут в сарай, где поселились щупальца, которые удовлетворяют их качественно и без разбору. Правда, мужчин после совокуплений часто находят мертвыми - то ли осьминог не рассчитывает силы, то ли женщины более выносливы. Фильм посвящён недавно ушедшему режиссёру Анджею Жулавскому, у которого был фильм «Одержимость» - в нем Изабель Аджани испытывала страсть к столь же отталкивающему неведомому существу. Но в том фильме был какой-то странный нерв, была психоделия – Эскаланте же впал в летаргию, что непростительно для такого, с позволения сказать, сюжета. На фоне этого морока кажется чистым глотком кислорода аргентинская картина «Почётный гражданин» (El Ciudadano Ilustre) Мариано Кона и Гастона Дюпра – негромкая, остроумная, полная тонких наблюдений комедия об искусстве, жизни и их отражениях друг в друге. Главный герой – аргентинский нобелевский лауреат по литературе, неожиданно для самого себя согласившийся впервые за 40 лет посетить родной город, о котором он пишет всю жизнь. Мировая знаменитость, постоянно проживающая в Европе, сталкивается с дремучей провинциальностью, которой принято умиляться в других фильмах. Но только не здесь. «Почётный гражданин» полон персонажей, до боли знакомых и в наших далёких от Аргентины широтах. Милая женщина, интересующаяся у писателя, почему он никогда не пишет о «хорошем», а только о «плохом». Добродушный с виду мэр, озабоченный, конечно, только своим пиаром, сыплющий привычную ахинею о защите культуры (писатель отвечает ему в лоб, что слово «культура» он слышит только от полных остолопов, сам он им никогда не пользуется). Бездарный местный художник, и по совместительству активист, оскорбленный отказом лауреата принять в дар его картину и объявляющий его в отместку предателем родины, очерняющим родной город и т.д. и т.п. Как писал другой хороший писатель, Шпаликов, «По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не возвращайся В прежние места. Даже если пепелище Выглядит вполне, Не найти того, что ищем, Ни тебе, ни мне.»