Войти в почту

За что нужно сказать спасибо трем самым нелюбимых министрам

Может я кого-то разочарую, но, мне кажется, новый министр образования и науки Ольга Васильева не возродит "лучшее в мире советское образование" (а такие надежды я уже читал у солидных, как мне казалось, «аналитиков»). И школы не превратит в церковно-приходские (это было мнение других «специалистов» по образованию). Не получится. У того, как в последние пятнадцать лет развивается у нас система образования, есть вполне понятная логика. Да, бывают ошибки и странности. А как без них, когда делают абсолютно новое дело? Советское образование как и советская наука - были частью системы. Они выполняли те задачи, которые ставили "партия и правительство". Да, образование и наука неплохо финансировались. Те, кто преподавали в школах, институтах, работали в КБ и "почтовых ящиках" получали неплохие зарплаты. И у учителя, и у ученого был социальный статус (попробовали бы в те годы сказать педагогу: "А вы просто предоставляете нам услугу тем, что учите наши детей!") Общественный строй был сломан. Вместе со всеми его институтами - от образования до здравоохранения, от прокуратуры до судов. Сломан он был быстро и рассыпаться, перерождаясь, стал стремительно. Из школ побежали толковые учителя, не в состоянии прокормить себя и семью. Ученые занялись бизнесом или уехали в западные институты. Не только регионы во времена Ельцина взяли «столько суверенитета, сколько могли». Школы, вузы, НИИ тоже превратились в казачью вольницу. В престижные вузы поступали за взятки. Среди родителей абитуриентов ходили точные тарифы, доходившие в конце 90-х до 60-70 тысяч евро. Больше всего этим делом прославились медицинские и юридические университеты (а вы теперь спрашиваете, почему у нас в поликлиниках ТАКИЕ врачи). Нужным детям "делали" нужные отметки в аттестатах. Пятерка выпускника небольшой сельской школы, которому все предметы преподавали 5-6 оставшихся учителей, конечно же не была равна пятерке выпускника столичной гимназии. Но у детей были одинаковый балл аттестата и парень или девушка из провинции поступали в вуз. А потом мучились, потому что знаний, чтобы учиться в нем, у них не хватало. Развалить всегда проще... С конца 90-х в стране стали "собирать" образование заново. И это последовательно делали предшественника Ольги Васильевой - три "самых непопулярных министра", которые, на мой взгляд, были и остаются (слава богу все они живы сегодня) патриотами страны. Настоящими и искренними. При доктор физико-математических наук Владимире Михайловиче Филиппове начался Единый госэкзамен. Сначала как эксперимент... Как же их проклинали - и министра, и экзамен. Но вариантов-то других не было. ЕГЭ - когда все выпускники в стране сдают экзамен по одним и тем же заданиям - показывал уровень подготовки ребят. Позволял найти проблемные регионы, школы, где детям не давали даже минимальных знаний. И это хоть как-то подтягивать эти учебные заведения. Трагедия, когда учатся в такой школе ребята, которые могли бы стать новыми Королевыми или Ломоносовым, но из-за того, что в их классе нет учителей, у них нет шансов раскрыть свой потенциал! ЕГЭ уравнивал возможности ребят. Теперь не нужно было сельской семье продавать корову, чтобы ребёнок мог поехать в Москву, Питер или в областной центр, что чтобы оббивать пороги приемной комиссии и надеяться авось его без взятки примут учиться. (История с коровой – реальна!). Можно было по почте послать свои документы и поступить! Какой удар под дых прекрасно себя чувствовавшей в то время системе поборов абитуриентов (о том, что и в школах не всегда за красивые глаза выставляли нужные отметки я промолчу)! А ведь к тому времени у нас расплодилось под три тысячи вузов (в советское время по всей стране их было 850)! И все трясли деньги с абитуриентов. При Филиппове каждая школа получила доступ в интернет. Пусть это был медленный интернет и приходил он зачастую только на один компьютер, стоявший в кабинете завуча. Но эта техника стала появляться и в классах. И детей стали учить за настоящими клавиатурами и перед настоящими мониторами (вам наверное уже трудно представить, что информатику в те годы во многих школах изучали, рисуя системный блок в тетрадке). Пришедший ему на смену доктор физико-математических наук Андрей Фурсенко был сначала против ЕГЭ - так его настроили. Пришёл он не из системы образования (Филиппов-то до назначения министром был ректором РУДН), а из науки. Но, умея слушать, анализировать и принимать решения он изменил своё мнение. При Фурсенко ЕГЭ стал обязательным. Но и система развращенная и извращённая, стала к нему приспосабливаться. Тогда в так называемый образовательный туризм - не самые успешные ученики у себя дома, отправлялись в 11 классе на Кавказ и некоторые другие регионы, и сдавали на высокие баллы. На решение заданий ЕГЭ в день их сдачи был задействован весь потенциал республики - от докторов наук и аспирантов до завучей и директоров школ. Ну а когда среди показателей работы губернаторов появился средний балл выпускников... Дело приписок и жульничества на экзаменах стали событием областного и краевого уровня. При Фурсенко начались первые конфликты Минобрануки и Российской академии наук. Логика власти была понятна - Академия получает немалые деньги, а где отдача? В чем? Где прорывные технологии? Где переворачивающие мир открытия? Зато руководители академии и некоторых институтов (к счастью не всех) превратилось в долларовых миллионаров с пентхаусами в престижных домах. При Фурсенко начали разрабатываться новые федеральные образовательные стандарты. И состояли они не из многочисленных страниц, где были описаны формулы, которые нужно вбить в голову ученику. В них упор делали на то, в каких условиях дети должны учиться, как учителю развивать их таланты. Впервые выделялось время и должны были выделяться деньги на внеурочную деятельность. Чтобы ученики не болтались без дела после уроков. При Фурсенко начали серьезно пропалывать грядку с учебниками, которые в 90-е годы писали и печатали все, кому не лень. А система экспертизы была такой, что отзыв на учебники писал эксперт либо входящий в авторский коллектив либо связанный академическими или другими интересами с издательством. Эксперты были анонимны и выведать кто допустил учебник, написанный суконным скучным языком и с множеством ошибок, было под силу разве что Штирлицу. Попытался Анлрей Александрович и сократить безумное количество расплодившихся вузов, которые превратились к тому времени в раковую опухоль высшего образования. Хорошо помню какой вой поднялся когда Фурсенко попытался закрыть лишь один институт. При Фурсенко появились первые Федеральные университеты, как точки сборки образования и науки в крупнейших регионах страны. Задача понятна: дать ребятам максимально современное образование, сделать их специалистами, которые, получив диплом, смогут работать по специальности. А потом поспели и национальные исследовательские университеты, где студенты должны были заниматься наукой под началом и преподавателей, и ученых (хорошо, если это было в одном лице). Пришедший ему на смену доктор физико-математических науки Дмитрий Викторович Ливанов действовал жёстче и решительнее. При Ливанове и новом руководителе Рособрнадзора Сергее Кравцове удалось сделать ЕГЭ честным. Понятно, что списывают и сейчас. Но масштабы совсем иные. Удалось из критериев оценки деятельности губернаторов убрать средний балл ЕГЭ выпускников и тем самый выбить административную защиту жуликов. При Ливанове стали меняться задания ЕГЭ - вместо вопроса с четырьмя вариантами ответов появились открытые вопросы, когда над ответами надо думать и и аргументировать свое решение. Впервые появился Федеральный стандарт дошкольного образования. Как в современных условиях учить и развивать детей. Ливанов проредил втрое список учебников для школ. Во многих регионах появились опорные университеты. Стали гроздями закрываться вузы, где плохо учили или не учили вовсе. Появился конкурс в педагогические вузы – прежде в них поступали те, кто не мог больше никуда поступить. Стал сокращаться прием на экономические и юридические специальности, зато увеличиваться – на инженерные. При поступлении стали учитывать портфолио – индивидуальные достижения ребят. В 11 классе появилось сочинение. Принят историко-культурый стандарт и написаны новые учебники по истории. Начался проект Электронная школа - лучшие учителя страны записывают свои уроки и ребята в самом отдаленном поселке смогут их посмотреть и в них поучаствовать. При Ливанове, наконец, произошла реформа РАН. Я бы сейчас поинтересовался у тех, кто поступал и учился в 90-е, хотели бы они, чтобы их дети получали такое же образование и поступали бы в таких же условиях? За прошедшие 15 лет нам надо было не просто собрать заново систему образования. А собрать ее так, чтобы получилось современно и динамично. Изменился не только общественный строй нашей страны. Изменился и мир. Сейчас информации в Интернете в двадцать раз больше, чем было во всех библиотеках мира в докомпьютерную эру. Нужно учить пользоваться этими знаниями и самим их развивать. И главная особенность нового времени: теперь нам придется учиться всю жизнь. В советские времена образования, полученного в вузе, хватало до пенсии – ну можно было еще дурака повалять на курсах повышения квалификации. Теперь это не пройдет. Новому министру образования и науки Ольге Васильевой предстоит продолжать дело своих предшественников. Наверняка на ходу что-то подправляя и корректируя. Но другого пути нет – хотим оставаться лидерами в космосе и поднимать авиастроение, развивать ядерную энергетику и компьютерные науки – нам нужна интересная и любимая детьми школа, сильные вузы, активная наука, толковый Единый госэкзамен. Сейчас потеря одного-двух лет в развитии системы образования может обернуться отставанием на десяток лет. А мы только-только встряхнули нашу науку и образование, только-только наши вузы стали пробиваться на приличные позиции в мировых рейтингах...

За что нужно сказать спасибо трем самым нелюбимых министрам
© Комсомольская правда