Войти в почту

Система здравоохранения: Недостраховая медицина

Системе обязательного медицинского страхования в России исполнилось 25 лет – но назвать ее страховой по-прежнему нельзя. В 2014 г. президент Путин дал поручение завершить переход системы ОМС на страховые принципы, главный из которых установлен законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ – это эквивалентность бюджета ОМС ее обязательствам по оплате гарантированной населению медицинской помощи при создании условий для ее доступности. К сожалению, есть основания говорить, что для создания страховых механизмов реализации этих принципов почти ничего не делается. Это значит, что в условиях кризиса инструментами сведения баланса ОМС будут, как всегда, снижение доступности медицинской помощи и, возможно, дальнейший рост взносов страхователей. Главный страховой механизм сбалансированности бюджета ОМС и финансовой доступности помощи населению – экономически обоснованная цена страхования, т. е. Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам (Программа госгарантий). Очевидно, эта цена должна определяться статистикой заболеваемости населения (т. е. вероятностью обращений за медуслугами) и тарифами ОМС на эти услуги. Однако ОМС не располагает достоверной статистикой по заболеваемости, а его тарифы на никогда не имели экономического обоснования. Поэтому цена Программы госгарантий (сейчас почти 1,5 трлн руб.) рассчитывается исходя из затрат прошлых лет, доступного бюджета и административного веса отраслевых лоббистов. Проще говоря, количество больных неизвестно, а стоимость нужных им медуслуг берется с потолка. Статистика по заболеваемости недостоверна, поскольку исходит из учета обращений. Государственные лечебные учреждения искажают статистику: по одним показателям (за которые платят) выгодны массовые приписки и гипердиагностика, по другим (за которые наказывают) – наоборот.

Почему растет стоимость медпомощи
© РИА Новости