Ещё

Даром преподаватели. Почему молодёжь не хочет учиться? 

«Сегодня преподаватели аттестуют студентов, закрыв глаза на слабое знание предметов. Ситуация в системе подготовки специалистов трудная. И она не изменится до тех пор, пока чиновники не перестанут учить своих детей за границей», — считает известный печорский историк и экономист Константин Радьков.

Вуз по подготовке сантехников

— Константин Исакович, у вас за плечами 43 года преподавательской работы. Как, по-вашему, эволюционирует молодёжь? Что она представляет из себя, если смотреть на неё, исключив конфликт отцов и детей?

— Молодёжь, увы, становится хуже. И в основной массе состоит из агрессивных дикарей, которые любым способом хотят урвать деньги и обменять их на блага. Телевизионная пропаганда, знаете ли… Что касается интеллекта, то сегодняшние выпускники школ малообразованны, знания их не системные, а интереса к учёбе нет. Я начинал педагогическую работу в 70-е годы в сельских школах Подчерья и Каджерома. Тогда детей, заинтересованных в учении, было процентов 80. Сейчас — от силы 10. Остальные не хотят учиться ни платно, ни бесплатно.

Поясню. В своё время я работал в речном училище, план приёма в который на бюджетные места составлял 125 человек. И были годы, когда за неуспеваемость мы выгоняли по 80-90 учащихся со всех курсов. То есть почти весь набранный курс! Ребята не тянули, они знали: зачёт им поставят и так. И ставили, чтобы директор не получил нагоняй, потому что образование — система, где нижестоящий отчитывается перед вышестоящим. И двоечников держали до последнего.

Что уж говорить о коммерческих вузах. Если студент заплатил, то кто его отчислит?! Можно не ходить на занятия — и не ходят. Дайте диплом — и всё! Профессиональное образование превратилось в простую выдачу дипломов. За деньги.

Шаги для лечения

— Повернуть регресс вспять возможно?

— Заболевание общее, системное. И лечить нужно государственную систему, которая работает неэффективно. Мало требовать бесконечного совершенствования педагогов: образование — мост с двусторонним движением, где учитель и ученик идут навстречу друг другу. То есть, если я хочу научить, а студент учиться не желает, ничего не выйдет. Как заинтересовать студента?

Образованному платить минимум в 2 раза больше, чем необразованному. А сейчас монтажник окон зарабатывает больше иного человека с дипломом. Надо, чтобы чиновники учили своих детей только в российских вузах. И, наконец, в разы сократить вузы. Поголовное формальное высшее образование — зачем оно?

— Как-то администратор одной гостиницы мне не без гордости сказала, что у неё работают горничные с высшим образованием.

— Я 14 лет преподавал в Печорском филиале Московской академии водного транспорта. Готовили на платной основе только экономистов. Зачем их столько? И кем они работают? Один меняет окна, другой — сантехник, кто-то — в налоговой, многие — в банках, остальные — продавцы.

— Хотели выйти в люди — не вышло.

— Вот поэтому высшее образование не должно быть поголовным. А чтобы те, кто его получил, работали по специальности, надо восстановить систему распределения выпускников.

Ничего себе

— Константин Исакович, вы экономист. Давайте обсудим экономическое положение республики.

— Об экономическом положении Коми можно судить глядя на то, как из республики бегут её жители: словно крысы с тонущего корабля. Новой республиканской власти надо добиваться нормального распределения финансовых потоков.

Посмотрите, в США любой штат отдаёт в центр 11% дохода. У нас — большую часть. Как развиваться? Не надо пробивать нашу территорию в федеральные программы, а нужно иметь деньги на собственные проекты и осуществлять их. Сколько мы говорим о Белкомуре? И где этот Белкомур?

— Почему чиновники умеют только распределять финансовые потоки, то есть тушить очередные пожары? Неужели никто не в состоянии предвидеть развитие территорий и финансировать их?

— Это происходит потому, что ещё с 90-х годов и до сегодняшнего дня развитие страны и её ресурсы были направлены на обогащение верхушки. Мы стремимся догнать Америку по количеству миллиардеров и совершенно не заботимся о будущем страны и её населении. Поэтому сегодня по официальным данным разница в доходах между 10% богатых и 10% бедных в 17 раз. А многие экономисты считают, что и эта цифра занижена. На Западе же она — 6-8 раз.

Что касается того, что власть имущие не в состоянии предвидеть будущее, то можно утверждать, что и не стремятся — ведь на их век богатейших ресурсов России хватит.

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео